Куда приводят детские мечты о дальних плаваниях, о покорении морей и океанов? Виктора Дмитриева они привели на берег Онежского озера.
Текст: Виола Лехнович, фото: Александр Бурый
И вот уже более сорока лет он воплощает в реальность то, о чем мечтал мальчишкой, лавируя в дедовской лодке между островками на ладожских шхерах. Построены суда, покорены десятки морей и достигнуты берега 30 стран на четырех континентах. И все это время Виктора Леонидовича в путешествиях сопровождали его друзья и члены морского клуба «Полярный Одиссей», основателем и руководителем которого он является.
АДМИРАЛ
Есть в Петрозаводске необычный музей, объединяющий мореплавателей и судостроителей. На берегу Онежского озера у длинного причала стоят ангары, мастерские и прочие строения.
Попали мы сюда весной, когда озеро было еще сковано льдом, а суда как будто дремали в ожидании начала навигации. Это и есть морской клуб «Полярный Одиссей». С недавних пор при нем работает школа кораблестроения. Со всей страны сюда приезжают желающие попробовать себя в этом ремесле, весьма необычном для современного человека.
В поисках музея-клуба мы немного заблудились и в итоге оказались перед запертыми воротами. Обошли забор и по льду попали на территорию. Пусто. Только откуда-то доносится стук молотка. Пошли на звук и вскоре набрели на мастерскую, в которой кузнец старательно отбивал металлическую пластину. Спросили, как найти Виктора Леонидовича. Кузнец внимательно посмотрел на нас.
– А! Так это он вас, наверное, пошел встречать. У нас же главный вход с другой стороны, – усмехнулся кузнец и достал телефон. – Адмирал! Тут к вам пришли.
Адмиралом здесь величают Виктора Леонидовича. И вполне заслуженно, между прочим…
К ИСТОКАМ
Летние каникулы. Их в детстве Виктор ждал с нетерпением, потому что можно было поехать в гости к дедушке в маленький городок Сортавала. Там, на берегу Ладожского озера, его ждал «корабль»! Конечно, не фрегат или шхуна, как в любимых книгах. Обычная лодка. Но и в ней мальчик грезил о плаваниях по морям и океанам, о полярных экспедициях по следам великих первооткрывателей. А возвращаясь домой, Витя вновь погружался в книги о морских приключениях и морском деле. Увлечение чтением поддерживала мама, работавшая в библиотеке. С не меньшим интересом он читал книги об авиации, космонавтике, ядерной физике. Потом были разнообразные кружки во Дворце пионеров Петрозаводска. Но моря и корабли все равно оставались самым главным увлечением.
Окончив вечернюю школу, Виктор поступил на физико-математический факультет. За плечами уже имелся стаж работы в организации по ремонту радиолокационного оборудования. А на втором курсе, «на картошке», он встретил симпатичную девушку Нину, которая позже стала его женой и верным помощником. Их семья прошла проверку на прочность прожитыми вместе годами, пережитыми испытаниями, морскими бурями и общим делом всей жизни. Но сначала пришлось поработать вместе в школе, а Виктору – еще и отслужить в армии. Причем служить пришлось не где-нибудь, а в Ленинградской космической академии. Именно тогда мысли о создании космического корабля потеснили мечты о речных сплавах и морских походах. Но после демобилизации он распрощался с мыслями о космосе и пошел работать инженером в родном Петрозаводске.
Однажды товарищ предложил ему совместно купить маленький рыболовный бот. Вместе с друзьями его восстановили и спустили на воду, назвав «Арго». С этого все и началось. Первый опыт был не очень удачным: в одном из плаваний по Онежскому озеру хилое суденышко смыло со стоянки сильной волной. Следующий бот, также требующий восстановления, Виктор Леонидович купил на премии за рацпредложения, полученные в НИИ, откуда в итоге пришлось уволиться, поскольку хотелось скорее завершить реконструкцию судна и отправиться в плавание. Так появился первый «Полярный Одиссей». Оснащенный двигателем и парусами, он принял на борт Виктора, его жену Нину, их маленького сына Алешу и четырех знакомых школьников. Курс взяли на Кронштадт, шли по озерной системе. Первое серьезное путешествие…
ПО СЛЕДАМ ПОМОРОВ
Детские впечатления от «Двух капитанов» Каверина вылились еще в одну мечту: пройти по следам поморов и полярных экспедиций от Архангельска до Шпицбергена. Виктор Леонидович начал подготовку. Бот переоборудовали в шхуну в 1981 году и запланировали пройти маршрутом русского полярного исследователя Эдуарда Толля. Экспедиция продлилась два месяца и вызвала резонанс в СМИ. Постепенно вокруг Виктора Дмитриева стали собираться такие же, как он, энтузиасты. Начало 80-х годов прошло в походах по традиционным поморским маршрутам в Белом и Баренцевом морях, поисках старинных поселений, верфей и остатков судов. Вскоре появился второй «Полярный Одиссей», для которого с трудом достали стальной корпус, дефицитные запчасти и мачту. «А мачта у нас была непростая, – вспоминает Виктор Леонидович. – Ее сделали из главной городской новогодней елки с площади Петрозаводска, которую нам отдали после праздников».
Все было готово к «Беломорской кругосветке», которая, кстати, была посвящена 125-летию журнала «Вокруг света», а потому участниками экспедиции стали и журналисты. В 1984 году судно с командой из восьми человек отправилось к острову Витте. Завершилось все успешно, и о карельских «полярниках» тогда писали в газетах и рассказывали в телепередачах.
– В то время я загорелся идеей сделать настоящий поморский коч, корабль, на котором древние поморы занимались промыслом в северных морях. Многие мою мечту не поддержали, единомышленников почти не осталось. Считали, что невозможно такое воплотить. Ведь коч – это уникальное судно, способное преодолеть тысячи километров, дрейфовать во льдах. На них наши предки заходили даже в арктические широты, – рассказывает Дмитриев. – Перекопал все архивы, делал эскизы, чертежи, стараясь сохранить особенности этого корабля. Наконец с готовым проектом отправился искать средства на строительство. Повезло: на карельском судостроительном заводе «Авангард» мы начали делать коч. Сначала с товарищами вчетвером. Понемногу находились новые помощники. Летом 1987 года мы спустили «Помор» на воду.
Коч выдержал испытание на прочность, вернувшись к причалу Онежского озера. К этому времени за Виктором Дмитриевым закрепилось место руководителя клуба «Полярный Одиссей», появились непререкаемый авторитет и почетное звание «Адмирал» в кругу соратников.
Теперь команда готовилась к новому походу – на Шпицберген. Средства на новую экспедицию и переоснащение кораблей зарабатывали тем, чему научились за последние годы: судостроением. Количество созданных под руководством Виктора Леонидовича кораблей пополнили сделанные на заказ для «Мосфильма» казацкие струги, которые можно увидеть в фильме «Ермак».
Арктическая экспедиция завершилась в 1989 году. Тогда Виктору и его команде удалось побывать в самой северной на то время христианской церкви – лютеранской кирхе в норвежском поселке Лонгьир. Знакомство с пастором и подаренные им Библии повлияли на выбор следующего направления для путешествия. «Почему бы на будущий год нам не взять галс покруче и не сходить на юг, к Святой земле? Признаться, я за последнее время основательно продрог в арктических морях», – высказал новую идею Дмитриев.
МИССИЯ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»
В 1990 году на петрозаводской верфи были построены три лодьи в древнерусском стиле. Парусно-весельные суда получили названия «Вера», «Надежда», «Любовь». Именно на них и было решено плыть к Святой земле. Стартовала экспедиция в июне: командам лодей предстояло грести шестиметровыми веслами и спать на палубе под открытым небом. В путь собралось более 70 человек. На всем пути по России и за ее пределами путников принимали в храмах и монастырях на ночевки, кормили и поддерживали священники и простые люди. Служились молебны, благочестивые старушки желали доброго пути к Святой земле. А путь был неблизким.
Экспедиция началась от берега острова Кижи. Из Онежского озера вышли на Волгу – до Волгограда, затем по Дону дошли до Азовского моря. Из него – в Черное. Дальше Босфор с заходом на несколько дней в Стамбул и осмотром достопримечательностей. Кроме того, от патриарха Константинопольского Димитрия I предстояло получить разрешение на посещение горы Афон.
Прошли пролив Дарданеллы, и вот тогда на пути к Святой земле сбылась еще одна мечта Виктора Дмитриева: его деревянные лодьи побывали в Эгейском море, родном для Одиссея, именем которого был назван морской клуб в северной Карелии. Мореплаватели из Петрозаводска почувствовали себя настоящими аргонавтами, проплывая места, известные из легенд Античности.
12 августа путешественники высадились на берегу Афона. Правда, побывать в знаменитых обителях им не удалось из-за проблем с визами, однако монахи пришли сами. Многие из них были выходцами из России, так что им было интересно пообщаться с земляками. А самым неожиданным подарком для мореплавателей стала тележка с арбузами.
Впереди ожидала недельная стоянка в Афинах. И тут появились проблемы. Лодьи находились в плавании уже более двух месяцев, многие устали от бытовых неудобств, отсутствия средств и конфликтов. Так что часть участников экспедиции захотела вернуться домой. В итоге решили оставить «Веру» и «Любовь» в Греции и отправиться дальше на «Надежде» в сопровождении яхты «Орла». Прошли острова Сирос, Патмос и Родос, побывали в древних Мирах Ликийских (ныне – Демре). 2 сентября, переночевав в Каше, взяли курс на Кипр. Отдохнув, взяли курс на Хайфу. После двухдневного перехода суда достигли берега Земли обетованной. Виз не было, но на помощь пришли полицейские Хайфы, среди которых оказался и бывший соотечественник. Дело было вечером, поэтому до оформления документов и схода на берег заночевали на палубе. А страж порядка угостил ящиком персиков и ведром рыбы.
Утром было получено разрешение на десятидневное пребывание в Израиле, которое прошло в поездках по привычным маршрутам святых мест: Галилейское озеро, Назарет, Капернаум. Затем «Надежда» отправилась к Тель-Авиву и пришвартовалась в Яффском порту. Дальнейшее паломничество проходило под патронажем Русской духовной миссии в Иерусалиме. Ведь в то время участники миссии «Золотой век» были первой группой паломников на Святую землю за 76 лет советской власти. Да еще и такой необычной: с дальнего севера прибыли на самодельных деревянных кораблях, преодолев множество испытаний. И их с добром и вниманием принимали в русских монастырях и храмах Иерусалима и его окрестностей. Особенно запомнилось пребывание в Горненском, где пришлось пожить несколько дней и откуда на автобусе ездили на экскурсии в сопровождении монахини-гида. В благодарность за радушие женской обители гости перепилили заготовленные на зиму дрова, отремонтировали электропроводку, очистили часть территории от хлама.
Передохнув, путешественники продолжили путешествие. Ведь еще одной важной его целью был подъем на гору Синай. Если бы участники экспедиции знали, с какими трудностями придется столкнуться, то, наверное, завернули бы от Яффского порта на север. Недельное полуголодное «великое египетское сидение», переговоры с полицией, решение бюрократических проблем с выдачей временных виз – все это далось с большим трудом. Но после всех перипетий все же удалось совершить задуманное. Порт-Саид и Александрия с удивлением встречали северных гостей, добравшихся наконец до Египта. Правда, на вершине горы Синай оказалось всего пятеро участников экспедиции. И на священном для верующих трех религий месте тогда на русском языке прозвучали десять заповедей.
Еще одну неделю провели в Александрии. Виктор Дмитриев с участником экспедиции, архимандритом Августином Никитиным, даже умудрились побывать в коптских монастырях Нитрийской пустыни. В Египте и завершился первый этап миссии «Золотой век».
На обратном пути на родину выдержавшие много испытаний лодья «Надежда» и яхта «Орла» спокойно «отдыхали» на борту грузового теплохода «Сергей Смирнов».
Второй этап миссии, получивший название «Мир католический», состоялся в 1991 году. Лодьи «Вера», «Надежда» и «Любовь» прошли от украинского Мариуполя до итальянской Генуи, побывали в святых для христиан центрах Средиземноморья, а участников экспедиции принял в Ватикане папа Иоанн Павел II.
НОВЫЕ КОРАБЛИ И НОВЫЕ ПОХОДЫ
Паломничество к Святой земле в 1990 году было, пожалуй, самым значимым и самым трудным в истории клуба «Полярный Одиссей» и в жизни Виктора Дмитриева. Но оно закалило и подарило бесценный опыт.
А после были новые корабли. И новые капитаны, пришедшие на смену Адмиралу, в том числе и сын Дмитриева Алексей, когда-то 4-летним малышом отправившийся в плавание с родителями на первом боте.
В январе 1991 года флотилия клуба пополнилась парусной лодьей «Святитель Николай». Она, кстати, открывала островные Олимпийские игры в Великобритании. Пройдя испытания временем и морем, корабль сейчас готовится стать музеем. Мы прогулялись по его палубе и спустились в трюм, чтобы увидеть подвешенный цепями к потолку стол и попробовать улечься на «шконке».
– Мы решили отправить на покой этот корабль-ветеран именно для того, чтобы он стал частью нашего музея, – рассказывает Виктор Леонидович. – К нам приходят на экскурсии туристы, приводят группы школьников. Раньше мы показывали экспозицию морской истории и культуры: карты, фотографии, интересные предметы, связанные с походами, в том числе и нашими, памятные вещи, корабельную оснастку, лодки. А сейчас хотим, чтобы посетители могли, как и вы, посмотреть на настоящую поморскую ладью, подняться на палубу, спуститься в трюм, узнать, как все устроено.
В 1992 году были спущены на воду построенные совместно с заводом «Авангард» копии фрегатов Петровской эпохи «Святой Дух» и «Курьер», бот «Пилигрим», галеас «Святая София». Фрегаты, созданные по чертежам клуба «Полярный Одиссей», походили на военные суда Петра I, сошедшие с Архангельской верфи в начале XVIII века. «Святой Дух» в 1993-м совершил еще один дальний поход – на сей раз в Европу. Правда, его история закончилась трагически. После двухмесячного европейского вояжа судно отправилось в Амстердам, где должно было перезимовать в качестве почетного гостя Морского музея. Но по пути во время шторма затонуло. Команде, в которой был и сын Виктора Дмитриева, чудом удалось спастись на плоту, потеряв, увы, одного из участников. Путешественников спасли голландцы: присланный вертолет ВВС забрал путешественников с плота.
Под руководством Виктора Дмитриева за 41 год было построено более 30 различных судов: от маленьких ботов до больших парусников.
Вот, например, двухмачтовый «корабль-сказка» «Святая София» был построен за девять месяцев. В его создании приняли участие курсанты Высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова. Они специально перевелись на заочное отделение, чтобы строить галеас, а потом составить его первый экипаж. Свое первое плавание «Святая София» совершила летом 1992 года, став участником фестиваля парусных судов в финском городе Котке. А затем галеас обошел вокруг Европы. Сейчас он находится в Средиземноморье.
Или «Арт-Ковчег», закладка которого состоялась в 1993 году на Петрозаводской судоверфи. Это – первый из серии современных деревянных парусников с неограниченным районом плавания. В основу киля положили кусочек священного Мамврийского дуба, привезенный со Святой земли. На борту шхуны с 1994 года реализуются различные культурные и творческие проекты.
А бригантина «Полярный Одиссей» была заложена в 2000 году на верфи Морского историко-культурного центра Петрозаводска. На воду ее спустили в июне 2010 года.
И это – лишь малый перечень из спроектированного и построенного «Полярным Одиссеем» флота.
НА ПРИКОЛЕ
Это выражение на морском сленге означает «стоять на берегу, не выходя в море». Можно сказать, что клуб «Полярный Одиссей» сейчас как раз стоит на приколе. Вступление в силу новых поправок в ряд законов принесло определенные трудности мореплавателям. Теперь для перевозки пассажиров нужно оформлять разрешения и лицензии. Поэтому пока кругосветки и походы по морям пришлось отложить. Как и коммерческое использование флота клуба.
Но петрозаводский энтузиаст и его верная команда не бездействуют. Они популяризируют морское дело и традиции судостроения, которые им удалось возродить. Во-первых, развивают музей и стараются привлекать в клуб молодежь, готовить смену юных мореходов. А во-вторых, продолжают строить корабли. В клубе, благодаря победе в конкурсе президентских грантов, недавно открылась школа поморской культуры и традиционного судостроения и мореходства. С января в Петрозаводск приезжают люди со всей страны и два месяца постигают непростое мастерство. Десятки курсантов разных профессий – плотники, столяры, кузнецы, гончары – работают бок о бок с профессионалами в ангаре, где уже заканчивается строительство варяжского драккара. Корабль «Ковчег мира» стилизован под ладью легендарного князя Рюрика. Судно станет участником новой экспедиции, «Скандинавское кольцо», которую планируется провести совместно с норвежскими мореплавателями. Гости из Музея кораблей викингов Норвегии в мае побывали в «Полярном Одиссее» и уже готовятся к походу по новому туристическому маршруту.
Когда Виктор Леонидович говорит об этом новом плавании, у него загораются глаза. И петрозаводский Адмирал, которому уже за 70, снова превращается в юного морского романтика.