Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Плохие оценки

Сын закончил четверть. 

Пришел из школы, показывает оценки.

Средний балл по большинству предметов - 4,8.

Я озадачена. 4,8 - это много, но не 5. 

А раньше было 5. Мне стоит волноваться?

Нет, Боже упаси, не из-за оценок.

Оценки - это не про знания. Это про человеческий фактор и настроение. 

И про самомотивацию.

В моем детстве был культ оценок. Четверка - это преступление. 

Целое событие в семье. Повод для траура.

Четыре - это Оля пошла по наклонной и скоро принесет в подоле.

Я училась как проклятая. 

Наизусть !Наизусть! 

Я до запятой зубрила параграфы, и перед сном, уже в пижаме, прочитывала их, чтобы учеба продолжалась даже во сне, записывая на подкорку памяти то, что спросят завтра на уроке. 

Химические формулы, исторические даты, абзацы биографий - суп из школых знаний бурлил внутри меня, выкипая в прилежные ответы у доски. 

 Сколько себя помню - я на переменах всегда хмурая, сосредоточенная, с раскрытым на нужной странице учебником, а на уроке я всегда тяну руку. 

Спросите меня сейчас об этом - я не помню ничего. Логарифмы, валентности - просто слова.

Помню только склонения и падежи.

Именительный - кто?что?

Родительный - кого?чего?

Дательный - кому?чему?...

Я помню, как у меня заходилось сердце, если за контрольную четыре, как сразу мысленно я оказывалась на домашнем суде в роли обвиняемой. И я готовлю оправдания, и лопочу что-то про смягчающие обстоятельства, но прокурор не знает жалости, прокурор в свое время закончил школу с медалью...

Однажды мне в старших классах поставили четверку в четверти по русскому. Русский язык! Мой любимый предмет!

- Почему? - спросила я у учительницы. Мы обе знали, что я - лучшая в классе по русскому.

- Тема - пунктуация. Ее на пятерки невозможно знать. 

- Предположим, что так. Но я не делала ошибок в контрольных. У меня одни пятерки всю четверть, а общая - четыре.

Как же так?

- Даже я не знаю эту тему на 5. Поэтому 4. Четыре - хорошая оценка, - сказала учительница и потрепала меня по плечу.

Она меня любила. И лишая чего-то, давала ускорение стать лучше.

Меня все детство любили через лишения. Не хвалили, чтобы не перехвалить. 

Не поощряли, чтобы не разбаловать. 

Не ставили заслуженных оценок, чтобы я лучше старалась. Куда еще лучше?  

Вот вам и "кого? чего?" - "кому? чему?"

Ничего никому. 

Я постаралась обьяснить это маме. Перессказала диалог с учительницей в лицах. Но мама не поверила.

- Просто у тебя мальчишки на уме, вот и учишься плохо.

- Плохо? - я возмутилась: у меня лучший табель в классе! - Ясно. Плохо.

Это такая педагогика. Цирковая.

Я - дрессированный тюленчик. Я сделала все, как вы хотели. Дайте сахарочек. Ну или рыбку. Что там... Я его заслужила, я смотрю своими умоляющими глазками на выкате и хлопаю лапками. 

И зрители на трибунах довольны. Апплодируют. А вы говорите плохо... Всегда плохо...

Мне 15. Я ботан. У меня на уме суффиксы и уравнения. У меня все ухажеры - ботаны еще хуже, чем я ...

Помню, что отказала Вовке в свиданиях, наказала себя за плохие оценки. А он не понял, решил, что я издеваюсь и придумала какую-то глупость, чтобы просто не гулять с ним.

Помню, как он кричал мне из лифта: 

-Не нравлюсь тебе - так и скажи, а про то, что тебе оценки плохие поставили - не говори, звучит, как издевательство: если у тебя плохие, покажи мне хорошие...

Оценки - это просто цифры. 

Я не хочу читать нотаций сыну, но не проговорить не могу.

- Дась, помнишь наш разговор про доверие? Ты взрослый, ты ответственный. Я тебе доверяю и не лезу в твою учебу. Она - твоя работа, и ты - офигенный работник. Мы договорились, если будут трудности, ты придешь ко мне, и мы вместе выучим то, что особенно сложно. Почему ты съехал, Дась?

- Мам, во-первых, я не сьехал. 4,8 - это среднее арифметическое. В течение четверти случались четверки. Я же не мистер внимательность, ты помнишь. Во-вторых, проблема только одна: на контрольных у нас часто есть возможность списать. И многие ею пользуются. А я... А я сначала подсматривал, просто чтобы себя проверить, но сейчас уже нет. Я помню наш разговор про победу.

- Какой именно? - не поняла я. 

- Важнее, чем победа может быть только честная победа. Я не хочу списывать, это не честно. Я хочу честно. И если это четыре, то пусть лучше четыре, чем нечестная пять. 

Боже, это просто до слез. Не слова даже, а то, что ему десять, а он ... он слышит, вникает, думает!

Школа - это не уроки. Это социализация. Поиск своего места под солнцем. Осознание собственного я, монтирование своей личности в социум, сначала пунктиром, а теперь уже начисто, уверенно, потому что он, мой сын, уже начинает понимать, каким человеком он хочет быть!

Глупость и безграмотность обратимы, а подлость - нет. Мне так важно, что он это понял!!

- Я тобой горжусь, Дась, - обнимаю я сына. - Я все поняла.

- Что?

- Что твои 4,8 - гораздо круче, чем 5!!

Мой сын замечательно учится. Учится быть хорошим человеком...