По Ленд-лизу из Америки было поставлено 13 тысяч боевых машин, более 400 тысяч грузовиков, около 8000 самолетов, другая военная продукция от дизельных двигателей до обуви.
Прежде чем преодолеть это расстояние и попасть в боевые соединения советской армии американские самолёты должны были пересечь границу между Соединёнными Штатами и Советским Союзом.
Конгрессом США был принят закон о ленд-лизе в 1941 году. Он, кстати, имел полное название — «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов».
Президент Франклин Делано Рузвельт предложил помощь СССР. У него были полномочия помогать стране, чья оборона была жизненно важна для США.
Из 50-ти миллиардной помощи США союзникам, СССР получил 10,8 миллиардов долларов. По итогам войны СССР и Россия, как правопреемница, выплатили долг $1,3 миллиарда. Остальная сумма, согласно закону, была списана, как военные потери.
Для поставок были разработаны два основных маршрута. Первый проходил через Северную Африку и Ирак (21 000 км), второй через Канаду, Аляску, Берингов пролив на территорию Союза (12 800 км).
У второго маршрута не было морской составляющей и большая его часть проходила уже над территорией СССР, поэтому он бал удобен для перелётов полученных по Ленд-лизу самолётов.
Уже через несколько дней боевые машины попадали в авиационные соединения. Для обеспечения маршрута Аляска-Сибирь на территории США были построены семь аэродромов: Нортвей, Тананкросс, Большая Дельта, Лэдд Филд, Галена, Мозес Поинт и Ном. Ещё шесть построили канадцы, между Эдмонтоном и Уайтхорсом.
Наши пилоты принимали самолёты на базе Лэдд Филд в Фэрбенксе. Там велась их приемка, на фюзеляжи наносились советские опознавательные знаки, белые звёзды перекрашивались в красные.
После этого они переходили в собственность Советского Союза и перелетали на базу Ном для дозаправки и устранения выявленных на приемке технических неполадок. Уже оттуда отправлялись в советский Уэлькаль.
Первые пять бомбардировщиков прибыли для подготовки к перелёту 3 сентября, а 24 сентября в Лэдд Филде высадилась группа пилотов для тренировочных полётов на американской технике.
Деятельность на маршруте ALSIB не освещалась в прессе и публично не обсуждалась, но о ней было известно в населенных пунктах по пути следования самолётов.
После посещения базы Лэдд Филд руководитель военной миссии США в Москве генерал-майор Дин писал: «Наша авиабаза в Фэрбенксе наполовину находилась под контролем СССР».
На весь период обеспечения маршрута все технические, служебные и офицерские помещения перешли в общее пользование. Питание было организовано в центральном столовом зале. На станции, как базу называли американцы, работали магазины.
Около
Около 300 «Красных» несли службу в Лэдд Филде в период войны. Более привычными в небе над Фэрбенксом были красные звёзды. Когда конвой готовился к отлету над полем аэродрома стоял громкий рёв моторов.расных» несли службу в Лэдд Филде в период войны. Более привычными в небе над Фэрбенксом были красные звёзды. Когда конвой готовился к отлету над полем аэродрома стоял громкий рёв моторов.
Пилот испытательного отряда Рэнди Акорд вспоминал:«Они взлетали один за другим и плотным строем уходили за западные холмы». Проводив бомбардировщики или истребители одной группы они принимались за подготовку других самолётов.
В первое время совместной работе сильно мешал языковой барьер. Случались битвы характеров, когда американцу и русскому было тесно в одной кабине и даже ангаре.
В обоих случаях помогал язык жестов. Позже на помощь пришла местная газета, для американских военнослужащих напечатали переводы необходимых русских фраз и выражений. Переводчики не прижились.
Американцам не нравилась требовательность советских механиков, добивающихся исправления даже незначительных механических повреждений. Они даже жаловались на дотошность «Красных».
Для разбора назревающего конфликта, как исключение, был приглашен американский переводчик с грузинскими корнями Давид Чавчавадзе. С его помощью удалось убедить хозяев в оправданности требований.
Был принят во внимание довод об огромных расстояниях между посадочными площадками на территории Сибири и недостаточной базой технического обслуживания на большинстве из них.
Поняв все по своему «У них там всё примитивно» и что «красных» накажут за аварии на маршруте, гордые за себя и страну, они уняли своё раздражение и продолжили совместную работу.
Самой легендарной историей авиабазы Лэдд Филд стало приобретение в магазине армейских ботинок. На вопрос «Какие?» советский офицер ответил: «Все виды», на второй вопрос «Какой размер?» он ответил в том же духе: «Все размеры».
Со склада магазина была продана вся военная обувь, включая модели предыдущего года. Не до моды было в воюющей стране, это было им не понять. К чести американцев, они не вводили ограничения на покупки. В их учебнике, для студентов колледжа, магазин в Лэдд Филде назван «Раем для покупателя из Советов».