Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России.
На выставке показаны практически все его произведения, которые находятся в собраниях российских музеев: ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа и др. Их на самом деле не так уж и много: в экспозиции 18 картин и 31 рисунок, всего два небольших зала.
Что это значит?
Якоб (Жак) Йорданс (1593 – 1678) – один из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Он работал практически во всех жанрах: создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, писал портреты и натюрморты, но оказывал предпочтение бытовым композициям с элементами бурлеска.
Из что из этого?
Российские музеи обладают интересной, хотя и численно небольшой, коллекцией живописи Йорданса, позволяющей показать лучшие образцы его искусства почти во всех жанрах. Хронологически эти произведения относятся к периоду с момента получения им звания свободного мастера Святого Луки в Антверпене до середины 1660-х годов. Важной частью выставки стали четыре картины, - предоставленные российскими региональными музеями, - «Христос и самаритянка» (Нижегородский государственный музей), «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Павел и Варнава в Листре» и «Пир короля» (обе – Пермская государственная художественная галерея). До сих пор они были мало известны как специалистам, так и широкой публике.
Почему это интересно?
Являясь одним из выдающихся представителей фламандского барокко и учеником Рубенса, Йорданс во много продолжал мотивы его творчества, но его работы отличаются склонностью к большему реализму, наличием большего числа персонажей и присутствием элементов бурлеска даже на полотнах на религиозные или мифологические темы. Именно поэтому его работы так интересно рассматривать. Вся соль здесь в деталях: то демоническая девочка-барабанщик смотрит в упор прямо на зрителя, то бюргер в очках посреди библейской сцены. Особенно интересно наблюдать за животными: коты, собаки, попугаи – излюбленные персонажи его картин.