Биография Тухачевского (как и многих других военачальников) в школах изучается либо очень отрывочно, либо вовсе не изучается. Знания черпаются преимущественно из художественных и не очень фильмов, из книг фантастов, реже - популяризаторов.
А популяризаторы Тухачевского не жалуют - потомственный дворянин, белая кость, хотел антисталинский путч устроить, и вообще шибко умный: гимназия, кадетский корпус, военное училище тех ещё царских времён.
Особо ставят ему в вину программу "Сто тысяч танков". Да, была у Тухачевского такая идея: имея в своем распоряжении сто тысяч танков, Советский Союз моментально бы стал не просто сверхдержавой, он смог бы в той или иной форме распространить свое влияние на весь Старый Свет, и не когда-нибудь, а в тридцатые годы.
Но уж больно размах поражает. Настолько, что за лесом не видят деревьев. Особенно непреклонно критикует Тухачевского Виктор Суворов: у нас-де и производственных мощностей таких не было, и средств, и вообще триста, а то и пятьсот танковых дивизий содержать Советский Союз просто не в состоянии. Не по средствам.
Но...
Но Тухачевский имел в виду совсем другие танки. Индивидуальные. Танки-терминаторы. Один танк - один человек. Сам пью, сам гуляю, сам рулю и сам стреляю. Взять простенький трактор, с мотором в 10 лошадиных сил или около того, поставить бронированную кабину, пулемет, вот и весь танк.
Конечно, танковую дуэль с панцирами второго, тем более третьего поколения этот танк вести не может, так ведь и не нужно: во-первых, этих танков у Польши, Германии, Румынии и прочих враждебных стран нет, во-вторых, терминаторы Тухачевского для этого и не предназначены. Их дело - перемалывать вражескую пехоту и вести за собой пехоту свою. Неуязвимые (пусть относительно) от вражеского ружейно-пулеметного огня, они, подобно цунами, пройдутся по Европе и остановятся у Ла-Манша, не ранее. А с танками и пушками врага, оставшимися в окружении, разговор будет простой: либо сдавайтесь, либо пропадайте.
Впрочем, где и когда остановятся танки, будет зависеть от целей. А цели ставит главнокомандующий. Товарищ Тухачевский не прочь был стать главнокомандующим. Плох тот маршал, который не мечтает стать генералиссимусом.
Получалось, что каждая машинно-тракторная станция одновременно являлась танковым батальоном. Превратить простенький трактор в терминатора - это пожалуйста. Совсем недорого. Надеть бронеколпак, установить пулемет - и тридцать терминаторов готовы к бою. А сколько таких МТС в стране? В 1933 году около трёх тысяч.
Товарищ Ленин хотел сто тысяч тракторов. Тухачевский предложил эти тракторы на военное время превратить в танки-терминаторы. И где же фантазерство? Вдобавок к уже имеющимся мощностям строятся новые тракторные заводы - Сталинградский, Харьковский, Челябинский, и потому сто тысяч - число значительное, но не фантастическое. В конце концов, для начала и пятидесяти тысяч терминаторов хватит. И десять тысяч - сила!
Но план Тухачевского был отвергнут. Когда Тухачевский сконцентрирует в своих руках столько силы, найдется ли в Кремле место для товарища Сталина?
Но возможна и другая причина. Если каждый район будет располагать собственным батальоном танков-терминаторов, то какие формы способно принять тогда вооруженное восстание против Советской Власти? Нет. Гражданским оружия давать нельзя, напротив, оружие у гражданских нужно изъять.
И изымали. С марта 1933 года незаконное владение огнестрельным оружием грозило пятилетним сроком, с 1935 года к огнестрельному добавили и холодное. Какие тут Терминаторы...
Но это совсем другая история.