Найти тему
Parnas on-line gallery

Исторические события в живописи: Гитлер и Ленин играют в шахматы, Клеопатра и Лжекняжна в пучине страстей.

Оглавление

Мы любим картины за многое. И за красоту. И за идею. За создание несуществующих миров и возможность увидеть визуализацию: а что если? За дух других эпох, свидетелями которых нам никогда не стать. За возможность прикоснуться к таинствам древних святынь. Увидеть события прошлого под новым углом (пусть предположительным и не всегда достоверным, но истины в истории искать не стоит, там кругом одни теории).

Мы продолжаем разговор об исторических моментах, запечатленных в живописи, ищите 1 часть статьи по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5a93c8d11ba200ad993ddb/istoricheskie-sobytiia-v-jivopisi-kotorye-nujno-znat-chast-1-5db6632f32335400ae49e5c8

Не в качестве бунтарства, а разнообразия для - будем игнорировать хронологию написания работ. Первая картина отнесёт нас к достаточно древнему сюжету о том, как несчастная плененная Клеопатра пыталась соблазнить Цезаря. Картина Жан-Леона Жерома так и называется «Клеопатра и Цезарь». Красочное полотно в приятных золотых оттенках.

Жан-Леон Жером Клеопатра и Цезарь. 1866
Жан-Леон Жером Клеопатра и Цезарь. 1866

Что там происходит исторически? В 48 г.до н.э. Египет разрывала гражданская война – Клеопатра с братом не могли поделить трон. Римская армия, аки партия «справедливая античность», всегда была тут как тут, чтобы сунуть свой длинный римский нос в чужие политические распри. Цезарь захватил дворец Клео, сел писать распоряжения.

-3

Но молодая царица знала толк в дипломатии и том, что все мужики в первую очередь – мужики, а потом уже императоры. Она завернулась в ковер и велела рабу отнести себя к завоевателю. Вот такое у нее было представление об эффектном выходе: появится из паласа красивая и полуголая.

Клодетт Гольбер в образе египетской царицы
Клодетт Гольбер в образе египетской царицы

Переговоры прошли хорошо. Цезарь сделался ее любовником и помог устроить дела. Эту картину Жерому заказала одна проститутка самозанятая барышня времен французской империи. Но покупать раздумала, сейчас полотно в частной коллекции.

В российском искусстве тоже много интересных и красивых женщин. Вот княжна Тараканова на самой популярной картине Флавицкого страдает искренне и изящно.

Константин Дмитриевич Флавицкий Княжна Тараканова. 1864
Константин Дмитриевич Флавицкий Княжна Тараканова. 1864

Сюжетом к работе послужила теория гибели Лжепринцессы - известный исторический сюжет, когда одна дама провозгласила себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны. Правящей в то время Екатерине II это все не понравилось (наверное, фальшь чем-то походила на правду), она велела изловить княжну и отправить в Петропавловскую крепость, где та позже скончалась, предположительно, во время наводнения.

Флавицкого все хвалил за эту картину, даже звание профессора дали. Никто, правда, не поинтересовался, почему за секунду до гибели княжна прижалась к стене с обнажёнными плечами и в такой сладострастной позе.

Потому, что буйство мужской фантазии – вот почему. Кстати «тараканова» - это уничижительная выдумка, о настоящем происхождении потенциальной царевны так ничего и не известно. Подозрительно, что она смогла собрать так много сторонников среди знати. Но это другой нудно-политический разговор.

Очень торжественно и теперь уже трагично воспринимается картина В. Серова «Коронация императора Николая II в Успенском соборе».

В. Серов «Коронация императора Николая II в Успенском соборе»
В. Серов «Коронация императора Николая II в Успенском соборе»

Исторически, на полотне изображена последняя коронация монарха в истории нашей страны. Событие состоялось 26 мая 1896 года, а что за ним последовало, хорошо рассказывают на уроках истории. Во-первых, в честь самого коронования был устроен праздник с подарками.

А халява, как известно, русского человека до добра не доводит. В давке погибло более тысячи человек, многие восприняли это дурным знаком. И точно, всех Романовых постигла тяжелая судьба, об утрате исторической династии придется скорбеть еще долго.

Последнее, о чем поговорим – достаточно спорный сюжет шахматного поединка между Лениным и Гитлером на скандальном офорте Эммы Лёвенштамм, 1909 года.

Эмма Лёвенштамм Игра в шахматы: Ленин с Гитлером — Вена 1909[1].
Эмма Лёвенштамм Игра в шахматы: Ленин с Гитлером — Вена 1909[1].

Тут мнения ученых расходятся: одни утверждают, что такой встречи не было и быть не может, другие приводят некие доказательства, почему неправы первые.

В 1909 году Ленин был в ссылке в Европе, Гитлер тоже находился там. Художница, создавшая гравюру, была репетитором Гитлера по рисованию. На обороте офорта ее подпись и подписи двух участников поединка. Оба кстати очень похожи на себя, так что сомнений не возникает. Удивительное совпадение. Кажется, что картина вышла из потустороннего мира, остается лишь догадываться о предмете беседы исторических личностей во время партии. Если она имела место быть, конечно.

Вот такие удивительные знания скрывают предметы искусства, изучайте его доступно и интересно вместе с нашим каналом!