Принято считать, что государство у нас поддерживает только большие, либо очень большие компании. Внешне это действительно выглядит именно так: на прием к президенту страны, например, приходят только руководители крупнейших корпораций. Вместе с тем, представителям малого и среднего бизнеса в текущей экономической ситуации имеет смысл обратить особое внимание именно на государственные заказы. Одна из главных причин проста – под эти заказы проще всего получить банковское финансирование.
Предприятия сегмента малого и среднего бизнеса, в отличие от крупных корпораций, более мобильны, в условиях экономической нестабильности они оперативно подстраиваются под ситуацию, переориентируясь на более надежных заказчиков, из которых самый надежный – государство, муниципальные структуры и подконтрольные государству компании, такие как «Газпром», «Роснефть», РЖД и т.д. Теоретически, все просто – эти структуры проводят открытые аукционы по размещению своих заказов, принять участие в которых может любой желающий. Однако, на практике многие предприниматели часто пренебрегают простейшими правилами, позволяющими наиболее эффективно работать на данном рынке.
Итак, что же нужно помнить представителям малого и среднего бизнеса, желающим работать в сфере государственного заказа?
Для начала, нужно ознакомиться с законами, регулирующими закупки государственными и муниципальными бюджетными учереждениями - 44-ФЗ, а также организациями, основным акционером которых является государство, являющимися субъектами естественных монополий и организациями, деятельность которых относится к регулируемым видам (электро, тепло и водоснабжение) – 223-ФЗ.
На рынке есть много компаний-консультантов, предлагающих услуги в данной сфере. Больших усилий это не потребует, достаточно непродолжительного тренинга, на котором вам объяснят, как работать в данной сфере, какие правовые аспекты важно учитывать. Кроме того, у этих компаний есть удостоверяющие центры, они сразу могут подать ваши документы на получение электронно-цифровой подписи для работы на конкурсных площадках, размещающих госзаказы.
Для того, чтобы участвовать в госзакупках, предпринимателю сначала нужно выбрать те аукционы, которые ему интересны.
Эта информация есть в открытом доступе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru. Как правило, с момента размещения информации о проведении электронного аукциона до момента его проведения проходит порядка 30 дней. Таким образом, у предприятия есть достаточно времени, чтобы просчитать, выгоден ли этот контракт, какие ресурсы понадобятся для его выполнения, каких субподрядчиков необходимо будет привлекать. При этом необходимо учитывать возможность падения цены контракта в ходе проведения торгов. Далее необходимо решить вопрос с финансированием. Для участия в конкурсе необходимо перевести на торговую площадку денежные средства в качестве обеспечения заявки – обычно это 5% от начальной максимальной цены контракта. Потом, вне зависимости от результата конкурса, этот обеспечительный взнос возвращается, если поставщик не уклоняется от заключения контракта.
Но зачастую свободных денег нет, поскольку все в обороте. Это первая проблема, с которой могут столкнуться предприниматели, особенно она актуальна, если принято решение участвовать в нескольких конкурсах, проходящих примерно в одно и то же время. Решить ее поможет банковский кредит на участие в тендерах, либо, если это предусмотрено конкурсной документацией банковская тендерная гарантия.
Если предприятие выиграло конкурс, опять необходимо решать финансовые вопросы. Нужна банковская гарантия на исполнение контракта, нужны средства непосредственно на его исполнение. Для получения денег на все эти расходы логичным выглядит обращение в банк – тем более, что банки расценивают государственные контракты, как наиболее надежные источники возврата кредита и охотно кредитуют клиентов под их исполнение. Вместе с тем, практика показывает, что довольно часто предприниматели не получают поддержки от кредитных организаций. Причем – по причинам, которые легко можно было бы нейтрализовать.
Самая распространенная ошибка – слишком позднее обращение в банк, иногда – буквально за день до проведения конкурса. Принять решение за столь короткий срок для банка затруднительно, поэтому лучше обращаться, как минимум, за неделю. А еще лучше – вне зависимости от того, в каких конкурсах будет участвовать предприятие, обратиться в банк даже не дожидаясь их объявления и заранее получить кредитные лимиты, в рамках которых банк будет финансировать клиента, давать деньги на тендеры, гарантии и т.п. В такой ситуации клиенту будет гораздо спокойнее – он будет заранее знать, какие контракты может выполнить, исходя из имеющихся объемов финансирования.
Вторая по распространенности причина отказов в финансировании – некачественный бухгалтерский учет организации, причиной которого является либо экономия на бухгалтере, либо в попытках оптимизировать отчетность с целью оптимизации налогообложения. В результате, официальные финансовые показатели компании не позволяют ее финансировать Банкам, так как результатом такой оптимизации является плохое финансовое положение компании на основании методик и положений ЦБ РФ. При этом пакет документов, на основании которых принимается решение о финансировании предприятий малого и среднего бизнеса, у большинства банков практически одинаковый, он формируется на основе соответствующих нормативных актов Банка России. Поэтому имеет смысл подготовить эти документы заранее, вне зависимости от того, в какой именно банк вы в итоге решите обратиться за финансированием.