1,5 месяца назад завершился 76-й Венецианский кинофестиваль, где был представлен фильм модного японского режиссёра Х. Корээда (победил в Каннах в 2018 г.) «ВСЯ ПРАВДА».
Главную роль в этой жёсткой исповедальной картине, чем-то перекликающейся с выдающимися лентами А.Вайды («Всё на продажу», 1968) и И.Бергмана («Осенняя соната», 1978) сыграла Катрин Денёв (КД). Это её 131-я работа в кино.
А началось всё по-настоящему в 1964 г., 55 (!) лет назад, с роли Женевьевы в новаторской музыкальной мелодраме, мюзиклу\поп-опере Жака Деми «Шербургские зонтики», которая смело бросила вызов многолетнему американскому диктату во всех жанрах музыкального кино. Вызов «прозвучал»: «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, 4 номинации на «Оскар» (для европейского фильма - рекорд!). КД стремительно выдвигается на первый план в национальном кинематографе, её называют «второй Бриджит Бардо», тем более, что внешние данные обеих актрис были весьма схожи.
УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО, уже в следующем 1965 г. «Зонтики» благополучно «раскрылись» и в советском прокате. Совершенно поразительная для того времени оперативность! Мы с приятелем посмотрели эту эпохальную картину несколько позже, вероятно, осенью 1967 г., да и то с известными трудностями. Шестиклассникам было крайне трудно попасть на вечерние сеансы, но дело упрощало то, что тогда собственно кинотеатров было крайне мало (даже в областном центре), основные площадки кинопоказа - клубы, Дома культуры. А они жили своей жизнью: кружки, студии и пр. Так что «под шумок» добрый киномеханик дядя Лёша как-то нас «определил» (сцена почти из «Нового кинотеатра «Парадизо» Д,Торнаторе)…Помню определённо, что мы были в общем-то разочарованы, фильм показался странным: всё время поют, эпизодов с обычными словами просто нет; голос за кадром бубнит перевод, к тому же песни совсем «не ударные», не эстрадные... Потрясение было только одно: актриса, которая играла Женевьеву, девушку из магазина зонтиков с розовой лентой в волосах…Ваш покорный слуга был уверен, что она ещё школьница- из старшего класса, и он бы не поверил никогда, что КД в момент съёмок было уже 20, и она, так же как её героиня, ждала ребёнка (отцом был, кстати, знаменитый в то время режиссёр Роже Вадим\Вадим Племянников, открывший» в 1956 г. Б.Бардо, но не сумевший сохранить своё «открытие»).
МНОГО ПОЗЖЕ я узнал о феноменальных достижениях КД (которая стала для меня на долгое время этаким «паролем» современного французского кино) именно в 1960-е годы.
1965 г.- сложнейшая роль страдающей тяжёлым психическим расстройством героини в мощном психологическом триллере Р.Поланского (будущего лидера «Нового Голливуда») «Отвращение».
1967 г.- «Дневная красавица» великого Луиса Бунюэля, один из лучших фильмов десятилетия во всём мировом кино - роль романтической дамы из «хорошего общества» Северины, ищущей новые смыслы и краски жизни …в фешенебельном борделе.
1967 г.- «Девушки из Рошфора», ещё один музыкальный шедевр Ж,Деми, там первый и последний раз КД снимется вместе со своей старшей сестрой, удивительно одарённой Франсуазой Дорлеак, которая вскоре погибнет в автокатастрофе.
1968 г.- «Майерлинг» голливудского ветерана Т.Янга, костюмная драма о трагедии в семействе Габсбургов, партнёр - суперзвезда Омар Шариф. После этой картины о КД стали уже громко говорить как о новой «иконе стиля».
1970 г.- «Тристана», снова Л.Бунюэль,виртуозная роль женщины, душу которой не получили ни Бог, ни Дьявол.
Отметим, что КД ПОЧТИ "НЕ ЗАМЕТИЛА" знаменитой студенческой революции весны 1968 г., которая увлекла многих её коллег, скептически отзывалась о срыве Каннского фестиваля, организованного лидерами французской «Новой волны» в кино, хотя и дружила с ними. Свою антибуржуазность КД предпочитала демонстрировать не на баррикадах Латинского квартала, а на экране, покоряя своей творческой храбростью даже видавших виды парижских левых интеллектуалов, бредящих то Лениным, то Мао.
Ну, а дальше - больше. Не получившая никакого системного профессионального образования КД хватала всё на лету, бралась за сложные, неожиданные, подчас вызывающе дерзкие работы, следуя и придерживаясь лишь своего внутреннего творческого курса.
КТО ВИДЕЛ, ТОТ ПОМНИТ: «Лиза», 1972, реж. М.Феррери. «Я вас люблю», 1979, реж. К.Берри. «Последнее метро», 1980, реж. Ф.Трюффо. «Голод», 1983, реж. Т.Скотт.
«Индокитай», 1992, реж. Р.Вернье. «Вандомская площадь», 1998, реж. Н.Гарсиа. «Пола Икс»,1999, реж. Л,Карракс. «Танцующая в темноте», 2000, реж. Л.фон Триер. «8 женщин», 2002, реж. Ф.Озон. «Возлюбленные», 2011, реж. К.Оноре.
В фильме «Новейший завет» (это уже 2015 г.!) интереснейшего бельгийского постановщика Ж. ван Дормеля КД засыпает в объятьях этакого милого Кинг Конга, а в картине «Вся правда» (2019 г.), с которой мы начали, ведёт напряжённую творческую дуэль с Жюльетт Бинош, возможно, самой яркой (вместе с Изабель Юппер и Шарлоттой Генсбур) сегодняшней французской исполнительницей.
НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ на съёмочных площадках, работа с крупнейшими режиссёрами, победы на фестивалях, призы и награды, триумфы в мировой прессе, восторги и аплодисменты зрителей на всех континентах…Конечно, были и неудачи, и тяжёлые кризисы, гримасы фортуны, но почему-то всякий раз КД удавалось воспрянуть, найти в себе силы для дальнейшей борьбы…Такими достижениями, увы, не могли похвастать ни Бриджит Бардо, ни Марина Влади, ни сверхталантливые Симона Синьоре и Жанна Моро, Роми Шнайдер и Изабель Аджани.
СУДЬБА, надо полагать, оценила художническое бесстрашие КД и оберегла её от опасных пристрастий, рано старящих даже очень одарённых и красивых актрис, сохранила здоровье и творческий тонус.
Недавно ПОЧТИ В ОДИНОЧКУ КД рискнула иронически отстраниться от сегодняшнего общего политкорректного поветрия: движения MeTo, безумноватых протестов против «архивного» харрасмента. Ну, а как иначе могла поступить законченная индивидуалистка КД, воплощение стиля и органической правды творчества? Для такого художника «в толпе» переходить границу здравого смысла и вкуса, ступать на территорию пиаровского кича и коллективной истерии - значит предавать самоё себя.
Александр Блудышев