С виду этот Atlas ничем не отличается от сородичей. Чтобы заметить разницу, надо заглянуть под капот, снять декоративную крышку двигателя - и увидеть дополнительный ряд газовых форсунок. Вы скажете, что ГБО поставить не проблема в любом месте и на любом автомобиле. Да, все так, но в данном случае "фишка" в том, что владелец "газового" Geely не слетает с гарантии! Как такое возможно, изучал Иван Кришкевич.
Встретились два скептика
"Скажу честно: изначально я к Geely вообще и к Atlas в частности относился очень скептически. Пока не начал с этой техникой работать и на этих машинах ездить в процессе настройки оборудования. Да, моторам не хватает мощности, коробки не очень расторопны - вот здесь можно было бы поработать над динамикой, она могла бы быть лучше. Но в остальном нормальные машины", - замечает директор "Газавтосистем" Дмитрий Янковский.
За последний месяц его компания перевела на газ уже десяток машин. Это преимущественно Atlas и несколько Emgrand X7.
"Я достаточно скептически относился к газу, пока не установил ГБО. Пока сам не поездил, не посчитал, пока все цифры не сложились, оставался скептиком. Сейчас езжу на газу и вижу реальную экономию денег. Мы просчитывали выгоду с учетом затрат на установку ГБО и обслуживание. Если взять Atlas с двигателем 2.4, "автоматом" и полным приводом, то примерно через 30 тысяч километров оборудование окупится, а за 100 тысяч экономия составит 6-8 тысяч рублей в зависимости от условий эксплуатации и стиля езды", - говорит директор ООО "Могилевмоторс" Валерий Барейша.
Вот как бывает! Встретились скептик китайского автопрома и скептик газового оборудования - и создали проект по оснащению Geely газобаллонным оборудованием! В данный момент уточняются последние детали, но смысл в том, что могилевский дилер Geely будет предлагать машины с уже установленным ГБО или переоборудовать их своими силами либо направляя в столичный "Газавтосистем". Опять же техническое обслуживание таких автомобилей будет осуществляться и в Минске, и в Могилеве. Ну и главное - установка ГБО не повлечет снятия с гарантии. Правда, это будет "собственная" гарантия могилевского дилера - все те же 4 года или 100 тыс. км пробега. Кстати, эти же условия распространяются и на газобаллонное оборудование.
Почувствуй разницу
Ого! В ответ на неаккуратное нажатие педали "газа" передние колеса Emgrand X7 готовы сорваться в пробуксовку - работать акселератором на старте нужно аккуратнее. Это на газу. На бензине отзывчивость 2,0-литрового мотора чуть хуже, на "низах" он в принципе слегка флегматичен. Дмитрий говорит, что все дело в более высоком октановом числе пропан-бутана.
Но с ростом скорости разница между бензиновым и газовым режимами уже неуловима, переключение с одного вида топлива что при равномерной езде, что при разгоне проходит совершенно незаметно. Да и в целом в ходе тестовой поездки каких-то "отклонений" не обнаружено.
Чтобы понять "газовую сущность" Emgrand X7, следует открыть капот и увидеть газовые форсунки.
А вот искать штуцер в бампере бесполезно - он выведен рядом с лючком бензобака и ютится с ним под одной крышкой. А во время заправки используется фирменный переходник.
Пожалуй, самый главный эксплуатационный недостаток автомобиля с ГБО - баллон "съедает" полезное пространство. В данном случае он "вытесняет" со своего места "запаску". Ниша под нее в Emgrand X7 позволяет вместить 53-литровый баллон.
А вот в Atlas можно вместить уже 73-литровый баллон, что значительно улучшает запас хода на газовом топливе. Но "запаска" при этом точно так же отправляется в багажник…
Еще из отличий именно этого экземпляра - кнопка переключения режимов упрятана в небольшой вещевой ящик слева от рулевой колонки, то есть совершенно скрыта от глаз. Собственно говоря, разместить переключатель можно практически в любом месте.
Под капотом признаков ГБО вообще не наблюдается. Чтобы что-то увидеть, придется снимать декоративные крышки.
Точно так же и в движении "газовый" режим ничем себя не выдает. Atlas в отличие от Emgrand X7 едет одинаково что на бензине, что на газу, резвее при старте не становится. А если "кажется", то это скорее сила внушения. Правда, характер этот все же флегматичный: мотор набирает обороты с ленцой, коробка неспешно переключает передачи. Просто ездить. Не летать.
Расход топлива чуть более 9 литров - это после поездки из Могилева в Минск. И бортовой компьютер показывает данные по расходу на бензине, то есть реальное потребление газа будет чуть большим (по словам владельца машины, газа расходуется до 10% больше). Кстати, пробег 73 тыс. км - это уже с ГБО. За это время вопросов по оборудованию не возникало.
Первым переоборудованным Geely стал как раз Atlas, причем в самой "прожорливой" версии - с мотором и 2.4, "автоматом" и полным приводом. С прошивкой работали, гоняя машину по дорогам, а затем отправились в Польшу, в филиал Landi Renzo, где вместе со специалистами итальянской компании перепроверили настройки на диностенде. Точно так же были "обкатаны" прошивки и для двигателя 2.0 с обоими вариантами коробок. В ближайших планах - 1,8-литровый "атмосферник", который ставят на седан Emgrand и кроссовер Emgrand X7.
Но в приоритете - работа с 1,8-литровым турбомотором с непосредственным впрыском топлива, который уже ставят на Atlas. Здесь, по словам Дмитрия, над прошивкой придется поработать подольше. Да и оборудование будет несколько иным: комплект под параметры двигателя подбирали в Италии "технари" Landi Renzo. Кстати, чтобы тщательно откалибровать все настройки и обкатать технологию, решено взять на фирму Atlas с таким двигателем.
Цифры и расчеты
Стоимость планового ТО для "газового" Geely увеличится примерно на 35 руб. за замену проточного фильтра. А каждые 40 тыс. км придется менять и фильтр редуктора - за все материалы с работой возьмут порядка 90 рублей.
Ну а сколько стоит само оборудование? Самый дорогой вариант, предлагаемый для Atlas, с 73-литровым тороидальным баллоном Staco, в комплекте стоит 2950 рублей. ГБО на Emgrand X7 с 53-литровым новогрудским баллоном (также под "запаску") будет стоить 2750 рублей. Недешево. Но у моих собеседников свои аргументы.
"В Беларуси у многих [установщиков ГБО] заметно дешевле. Но когда начинаем выяснять, оказывается, что, например, итальянский только редуктор или только форсунки. А здесь все оборудование итальянское. Причем произведено именно в Италии", - замечают они.
В общем, хотите фирменное и с гарантией - получите. Но будьте готовы к соответствующим ценам и на ГБО, и на обслуживание. В любом случае при активной езде газобаллонное оборудование отобьется примерно за год - по нашим расчетам на каждом километре может экономиться от 6 до 9 копеек в зависимости от расхода топлива в том или ином режиме. Вот и выходит пробег 28-45 тыс. км. И лишь затем начнется уже чистая экономия. Ну то есть сберегать получится, сперва потратившись.
АвтобизнесGeeke