Метро
Если в древности петляющую между холмиками и овражками улицу, которая до сих пор петляет, назвали Стоженкой или Остоженкой, по стогам на заливных лугах, то в советское время её конечно же не могли такой оставить и переименовали в улицу Метростроевскую.
По одной простой причине.
Когда открывали метро в 1935 году, перед этим строили перегон от метро Парк Культуры до Кропоткинской открытым способом. Всю эту улицу буквально год-полтора разрыли. Движения здесь не было. Положили под улицей пути, потом всё это закрыли плитами. Сейчас, когда мы идём по улице Остоженка, в некоторых местах прямо очень хорошо чувствуется вибрация от неглубоко проходящих составов метро.
Линия петляет точно так же, как и сама улица. Слышны характерные звуки просвистывающих колёс на этих поворотах!
То что здесь было ещё в семнадцатом веке - холмы и овражки - это всё влияет даже на трассировку линии метро!
Дом Мастера. Мансуровский переулок, 9
Повернем теперь недалеко - в Мансуровский переулок. Деревянный дом номер 9 по Мансуровскому переулке всем нам абсолютно хорошо знаком, потому что, согласно булгаковском тексту, - это дом Мастера.
Давайте вспомним, как описание у дома Мастера: Мастер нашёл лотерейный билет в грязном белье, выиграл крупную сумму денег и бросил всё, нанял у застройщика дом где то в переулках Арбата, устроился в подвальчике и начал писать свой роман. Это то, о чём, наверное, мечтал сам Булгаков: найти какой-нибудь лотерейный билет, выиграть крупную сумму денег и вот так спокойно поселиться.
Реальный Булгаков в этом доме бывал, но не жил. Но даже в подвале работал, после лыжных прогулок отдыхал. Здесь жили его друзья. И ещё его лыжи хранились.
А почему здесь? Потому что там земляные берега были той старой Остоженки. Не существовало вот этой набережной в двадцатых, начале тридцатых годов. И можно было по земляному берегу зимой спуститься себе спокойно по Хилковому переулку, спуститься на лед и дойти по лыжне до Лужников.
Они ходили с драматургом Ярмолинским, который снимал в этом доме комнатку. И когда Булгаков отдыхал, то иногда он мог попроситься в подвал, чтобы там в спокойной атмосфере что-то написать.
Считается, что здесь частично он написал в черновиках Мастер и Маргариту и вот об этом подвальчике он мечтал. Окошек подвальных не видно, потому что они где-то во дворе. Сейчас засыпаны желтыми листьями.
Сам деревянный дом продолжает в таком виде охраняться государством, но уже выкуплен кем-то в частные руки. Сейчас там ничего не происходит.
Здесь рядом есть ещё дом архитектора Кузнецова. До сих пор это частный дом Москвы. Вход - с соседнего переулка, а сюда глядит аварийный, маленький выход.
Отправляемся обратно на Остоженку!
Не только Булгаков отметился на Остоженке. Здесь знаковое для всех нас место. Все его знают даже по школьной программе, но не осознают, что это прямо здесь. Этот деревянный дом тоже буквально недавно реконструировали, очистили, и даже до сих пор продолжают доделывать ему стилизованную ограду 19 века.
Помещики Тургеневы и Муму
Этот дом снимала мать Тургенева, и Иван Сергеевич Тургенев у неё здесь гостил постоянно, работал и написал под впечатлением о житье в этом доме знаменитый рассказ “Муму”.
Да ладно, скажете вы, там же всё происходит в деревне, на лодке, крестьяне какие-то! Ан нет! Так все было в Москве ещё в начале 19 века! Тут жила дворня. Давайте зайдем во двор. Здесь здесь жили городские крепостные, которые были прикреплены к дворянам. В данном случае к помещице - матери Тургенева.
Здесь был спуск к Москве-реке. Были земляные берега. Лодки. Тогда всё это было. Вот такие дома, не примыкающие фасадами друг к другу, а с отдельными участками, с хозяйственными постройками. Сейчас тут уже какие-то бетонные флигели выступают...
Здесь всё изображало патриархальный уклад еще до середины XIX века. Всё выглядело действительно, как в какой-то деревне.
Мать у Тургенева была помещицей очень суровой. Она с дворней обращалась жестоко. Считается, что здесь даже жил прототип Герасима, такой дворник был. Неизвестно точно, заставила ли она его утопить собачку. Но считается, что все действие Муму происходит здесь, на Остоженке.
Здесь сделали реконструкцию музея и открыли его недавно, год назад.
Вот памятник Муму. В том виде, в котором его увидел скульптор. Собака даже сложно сказать какой породы.
Москва и Петербург
В 19 веке Москва и Петербург отличались радикально, потому что Москва по воспоминаниям современников была как большая деревня со своими понятием городской усадьбы, что можно здесь жить вроде как бы и в городе, но со своим участком, дворней, со своими лошадьми!
А Петербург…
Он уже был суровым городом с расчерченными улицами, домами фасад к фасаду, и вся эта суровость столичного города многим людям тогда импонировала. Мол, там город, а здесь Москва патриархальная.
Зато в Москву любили переезжать в 19 веке, жить, когда ты уже добился успеха, у тебя уже деньги есть, капитал сколотил в Петербурге, и можно тебе спокойно на широкую ногу жить здесь.
Здесь же, рядом с особняком, в еще одном сквере, где тоже стоял храм до революции, поставили памятник Тургеневу. Ну и сам фасад соседнего дома разрисовали: Тургенев собачкой. Тургенев любил собак!