Найти тему
Изучаю людей

Пороть его надо, или как разговорить молчуна - часть 3.

Добрый день, вы на канале Ольги, многомамы и логопеда, и сейчас читаете одну из статей цикла "Работа логопеда с неговорящими детьми". За счёт чего безречевые дети начинают все же говорить на логопедических занятиях - постепенно раскрываю секреты. В предыдущих сериях 😉 - разговор об онтогенезе речевого развития и об учёте ведущей деятельности. Сегодня же поговорим о предпосылках к овладению речью.

Ведущая деятельность, про которую я писала в прошлый раз - тоже ещё не всё. Логопед, запихивая шарики в бутылку, и занимаясь прочей, казалось бы, ерундой с неговорящим ребенком - разумеется, не молчит. Он формирует речевую мотивацию. То есть создаёт такие ситуации, в которых ребенок осознает, что речь ему необходима. 

Маленький ребенок, или ребенок с нарушениями высших психических функций, к которым относится в том числе и речь, не способен мотивироваться высшими материями и призывами "надо", "должен", "дворником будешь" и тому подобное. У него просто не дозрели ещё структуры мозга, отвечающие за осознание отдаленных временных перспектив и за чувство долга. Даже в норме эти структуры только начинают созревать в 10-12 лет. А мы говорим в цикле этих статей все же не о норме. 

В дошкольном возрасте, у безречевых детей и в школьном, и далее, ребенку по сути, доступны лишь два побуждения к любой деятельности, в том числе речевой - интерес, либо страх.

Я делаю это, потому что меня прёт. Или делаю, потому что если не справлюсь - съедят.

Как тут комментаторы часто предлагают - пороть надо, тогда заговорит 😆 И они не так уж и неправы. И та и та мотивация вполне рабочие. Есть довольно известная и отлично работающая логопедическая методика работы с безречевыми детьми, основанная именно на страхе. На авторитете педагога, угрозах, шантаже. Потому что она такая... Скучноватая. А для ребенка все скучновато, что без учёта ведущей деятельности, отсылаю к предыдущей своей статье, кто забыл, что это. На интересе этот метод не прокатит, не будут дети работать. Остаётся гаркать. Сел. Встал. Сказал. Сейчас выйдешь. Работает. Начинают разговаривать. Можно долго спорить о цене речи таким образом. Выбор за родителями. 

Лично я так не умею и не хочу, и выбираю второй путь - заинтересовать. А заинтересовать удается именно ведущей деятельностью плюс пунктиками данного конкретного ребенка. И если с ведущей деятельностью все более-менее понятно уже при первой встрече - дорос ребенок до игры, или пока что на уровне предметов существует, а может вообще ещё застрял на эмоциональном общении - то пунктик часто приходится искать долго. У кого машинки, у кого пузыри, у кого вода или песок... И только уцепившись за интерес самого ребенка, введя этот интерес в актуальную сейчас ведущую деятельность - только тогда можно стать ребенку другом. И только тогда на этих опорах можно вызывать речь. Только тогда включится великая сила детского развития - подражание. И если нет труднопреодолимых препятствий к речи, о которых позже, то это подражание грамотно подобранному речевому материалу запустит, наконец, речь. Постепенно, по онтогенезу. Сначала лепет, потом звукоподражания, потом первые слова...

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6