За последние несколько десятилетий в науке эмоций произошла революция, которая может привести к изменению парадигмы мышления в отношении теорий принятия решений. Исследования показывают, что эмоции являются мощными, всепроникающими и предсказуемыми движущими силами принятия решений.
В различных областях в механизмах, через которые эмоции влияют на суждения и выбор, проявляются важные закономерности. В данной статье систематизируется и анализируется опыт, накопленный за последние 35 лет работы над вопросами эмоций и принятия решений. В нем также предлагается интегрированная модель принятия решений, которая учитывает как традиционные (теория рационального выбора) исходные данные, так и эмоциональные, синтезируя научные результаты, полученные на сегодняшний день.
Нобелевский лауреат Герберт Саймон произвел революцию в теории принятия решений, когда представил концепцию ограниченной рациональности, концепцию, которая потребует доработки существующих моделей рационального выбора, включая когнитивные и ситуационные ограничения. Но, как показывает приведенная выше цитата, Саймон знал, что его теория будет неполной до тех пор, пока не будет определена роль эмоций, тем самым предвещая решающую роль современной науки в исследовании решений.
В самых разных дисциплинах - от философии до нейронауки - ведется все более активная работа по определению влияния эмоций на суждение и принятие решений (JDM). Такая динамика не всегда была очевидна. В экономике, исторически доминирующей дисциплине для исследований по теории принятия решений, роль эмоций в принятии решений редко появлялась на протяжении большей части 20 века, несмотря на то, что она занимала заметное место в влиятельных экономических трактатах 18 и 19 веков.
Подобный случай наблюдался в психологии большую часть 20-го века. Даже поведенческая критика экономических моделей принятия рациональных решений исследователями была сосредоточена в первую очередь на понимании когнитивных процессов. Более того, исследования, изучающие эмоции во всех областях психологии, оставались ограниченными.
Особое внимание уделяется исследованиям в области поведенческих наук, особенно психологии, в отличие от исследований в области нейронауки, которые всесторонне рассматриваются в Ежегодном обзоре нейронауки. В последние годы эта область быстро развивалась; количество ежегодных научных работ, посвященных эмоциям и принятию решений, удвоилось с 2004 по 2007 год и с 2007 по 2011 год и увеличилось на порядок в процентном отношении ко всем научным публикациям по "принятию решений" (и без того быстро растущей области) с 2001 по 2013 год.
Действительно, многие ученые-психологи в настоящее время полагают, что эмоции являются доминирующей движущей силой наиболее значимых решений в жизни. Решения служат каналом, через который эмоции направляют ежедневные попытки избежать негативных чувств (например, вины, страха, сожаления) и нарастающих позитивных чувств (например, гордости, счастья, любви), даже когда мы не знаем об этих процессах. И как только результаты наших решений материализуются, мы часто ощущаем новые эмоции. Эмоции и принятие решений идут рука об руку.
Цели и подход
В данной работе представлена организационная структура и критический анализ исследований эмоций и JDM. Из-за ограниченного пространства и количества цитат, а также необычайно длинного (три десятилетия) диапазона материалов, которые должны были быть покрыты, нам пришлось выбирать. Например, когда многочисленные исследования представляли собой надежные научные открытия, мы обязательно ограничивались одним или двумя ключевыми исследованиями.
В ходе исследования эмоций и принятия решений было выявлено восемь основных тем для научных исследований. В связи с тем, что эта область находится в зачаточном состоянии, эти темы, как правило, являются самыми распространенными:
- различаются по объему проведенных исследований
- содержат мало конкурирующих теорий
- включают мало окончательных выводов
- демонстрируют относительную однородность методологии
- рассматривают фундаментальные вопросы о характере эмоций и принятия решений, а не уточнения известных явлений.
Тем не менее, темы показывают быстрый прогресс в картировании психологии эмоций и принятия решений. В совокупности они проясняют один общий вывод: эмоции мощно, предсказуемо и повсеместно влияют на принятие решений.
Тема 1: Интегральные эмоции влияют на принятие решений
Полезно при обследовании поля для выявления различных типов эмоций. Мы начинаем с эмоций, возникающих в результате суждения или выбора (т.е. интегральных эмоций) - эмоций, которые сильно и постоянно влияют на принятие решений. Например, человек, который беспокоится о потенциальном результате рискованного выбора, может выбрать более безопасный вариант, чем потенциально более прибыльный. Человек, который чувствует благодарность за посещение школы, может решить пожертвовать этой школе большую сумму, даже если это ограничивает личные расходы.
- Такие эффекты интегральных эмоций действуют на сознательном и бессознательном уровнях. Интегральные эмоции как полезный проводник. Хотя негативный взгляд на роль эмоций в разуме доминировал в западной мысли, несколько философов впервые выдвинули идею, что интегральные эмоции могут быть полезным ориентиром.
Внушительные научные доказательства этой точки зрения приходит от пациентов с эмоциональными нарушениями, которые получили повреждения вентомедиальной префронтальной коры (vmPFC), ключевой области мозга для интеграции эмоций и когнитивных функций. Исследования показывают, что такие неврологические нарушения снижают как способность пациентов чувствовать эмоции, так и оптимальность их решений, что не может быть объяснено простыми когнитивными изменениями.
Участники с повреждениями vmPFC неоднократно выбирают более рискованный финансовый вариант, чем более безопасный, даже до момента банкротства, несмотря на их когнитивное понимание недостаточной оптимальности своего выбора. Физиологические показатели гальванической реакции кожи позволяют предположить, что такое поведение связано с тем, что эти участники не испытывают эмоциональных сигналов - "соматических маркеров", - которые заставляют нормальных лиц, принимающих решения, обоснованно опасаться высоких рисков.
Тема 2: Случайные эмоции влияют на принятие решений
Исследователи обнаружили, что случайные эмоции всецело переносятся из одной ситуации в другую, влияя на решения, которые с нормативной точки зрения должны быть не связаны с этими эмоциями. Например, случайный гнев, спровоцированный в одной ситуации, автоматически вызывает мотив для обвинения отдельных людей в других ситуациях, хотя жертвы такого гнева не имеют ничего общего с источником гнева.
Более того, перенос случайных эмоций обычно происходит без осознания. Случайные эмоции как предвзятость. Психологические модели начали прояснять механизмы, с помощью которых происходит эффект переноса, а также модераторы, которые усиливают или ослабляют этот эффект. Ранние исследования переноса на более ранний период времени либо неявно, либо явно основывались на валентности, разделяя эмоции на положительные и отрицательные категории и утверждая, что эмоции той же валентности будут иметь аналогичные последствия: люди в хорошем настроении будут делать оптимистические суждения, а люди в плохом настроении будут делать пессимистические суждения.
Используя подход, основанный на валентности, проведена первая эмпирическая демонстрацию влияния случайного аффекта на восприятие риска. Участники читали газетные статьи, призванные вызвать положительный или отрицательный эффект, а затем оценивали частоту смертельных исходов по различным потенциальным причинам смерти (например, сердечно-сосудистые заболевания). По сравнению с участниками, читавшими положительные истории, участники, читавшие негативные истории, предлагали пессимистические оценки числа погибших. Удивительно, но влияние настроения на суждения не зависело от сходства между содержанием сюжетов и содержанием последующих суждений. Скорее, настроение само по себе, как правило, влияет на все суждения.
Вывод
Психологическая область аффективной науки, первоначально медленно развивающаяся, переживает революционную фазу, которая уже начала оказывать влияние на теории принятия решений. Основные выводы последних 35 лет исследований эмоций и принятия решений включают в себя следующее:
- Эмоции являются мощным и предсказуемым фактором принятия решений. В различных видах решений проявляются важные закономерности в механизмах, лежащих в основе, посредством которых эмоции влияют на суждение и выбор. Таким образом, эмоциональные эффекты не являются случайными или эпифеноменальными.
- Эмоциональное воздействие на JDM может принимать форму интегральных или случайных воздействий, при этом случайные эмоции часто приводят к нежелательным и бессознательным воздействиям.