Найти в Дзене
NEFT

Как спасти себя от АУЕ-порядков в армии

В России вновь всплыла на поверхность проблема неуставных отношений между солдатами в армии
В России вновь всплыла на поверхность проблема неуставных отношений между солдатами в армии

Реальные причины, по которым 20-летний солдат-срочник из тюменского поселка Рамиль Шамсутдинов расстрелял восьмерых своих сослуживцев в Забайкалье, могут так и остаться нераскрытыми. Государственная система России не любит признавать существование фундаментальных проблем. Особенно, если речь идет о такой стратегически важной отрасли, как армия, и порядках, царящих в ней. Последние, к сожалению, порой мало чем отличаются от тюремных. NEFT попыталась выяснить, можно ли искоренить дедовщину и неуставные отношения в российской армии, и что делать, чтобы хоть как-то обезопасить себя и близких от травли со стороны сослуживцев.

Опрошенные нашей газетой собеседники - военные психологи, психотерапевты, бывшие солдаты-срочники и контрактники - признают, что проблема насилия в армии России имеет системный характер и требует соответствующего решения, однако называют несколько лайфхаков, которые помогут избежать неприятностей во время прохождения службы

«Телефоны есть у каждого, но никто не будет звонить, потому что — ты жалуешься, тебя оставляют в том же коллективе, ты рискуешь получить еще больше. Здесь уже идут тюремные понятия, ты суч, сучишь, а нормальные пацаны по этим понятиям такого себе не позволяют. Но вообще каких-то маменькиных сынков стараются не трогать вообще, мало ли что они могут устроить», — рассказал NEFT бывший военнослужащий Виталий Мягкий.

Виталий уверен – как себя покажешь в первые недели, так и будут к тебе относиться весь год.

«При разговорах держи спинку прямо, не мандражируй, не отвечай жестко, но дай понять, что конфликт тебе не интересен. Если увидят, что ты эмоционально ведешься на негатив обидчика, так и продолжится все. Хотя может быть вообще непонятно, почему тебя хейтят с самого начала. Надо держать в голове, что ты здесь всего на год, что ты уедешь скоро, мне это очень помогало. Но если речь идет о насилии, надо бить в колокола уже», — советует молодой человек.

По мнению другого бывшего срочника Александра Новикова многое зависит от того, с какими людьми ты оказался рядом.

«Я служил в Краснодаре, у нас был 18-летний парень, которого бросила девушка, и однажды он заплакал на плацу. Командир тогда не совсем корректно отреагировал, а мы после его успокоили, поддержали, никто не смеялся над ним. И к тому же нас каждый день осматривали, чтобы не было синяков, везде стояли камеры, может теплый климат помог как-то легче перенести службу», — рассуждает Александр.

К сожалению, не во всех частях есть камеры, теплый климат и человеческое отношение. Еще не ушла далеко в прошлое АУЕ эстетика, пришедшая в армию с Советского Союза, когда на службу призывали уголовных преступников, чтобы восполнить дефицит в военных рядах после Второй Мировой войны. Андрей Кушаков из Забайкалья был сначала срочником, затем пошел служить по контракту. NEFT он рассказал, что в Чите, как и во многих других регионах, для солдат считается зазорным мыть туалеты.

-2

«Их убирают только слабые люди, которых потом за это же и унижают. То есть сначала два дневальных заступают на дежурство, кто-то из них должен помыть туалет. И тот, кто считает, что для него мыть сортир — не комильфо, заставляет другого, если тот согласился, то другие дневальные в свое дежурство могут этого «уборщика» ночью поднять и отправить мыть унитазы».

По мнению Андрея, в такой ситуации себя уже не обезопасить.

«Он же не побежит начальству говорить. Во-первых, за это еще больше травить будут, во-вторых, начальству выгодно, что пацаны сами решают кому что убирать, разбираться они не хотят, главное, что все чисто и опрятно», — объясняет контрактник.

«Когда я был в казарме, то не обламывался. Но мне никто слова не сказал, что я «очкодёр», потому что я так себя поставил, включил режим «альфа». А раз уж «альфе» не зазорно этим заниматься, то и кто слово посмеет сказать?», — считает Виталий Мягкий.

Родителям же, в свою очередь, нужно всегда быть на связи со своим сыном:

«Во время службы родители должны постоянно контактировать с войсковой частью, тут нужна системная работа, комитеты солдатских матерей по регионам должны работать. Всегда можно позвонить, написать в комитет. Если что-то происходит, и мы об этом узнаем, то добиваемся того, чтобы виновные были наказаны, и справедливость восторжествовала», — рассказывает зампредседателя комитета солдатских матерей России Галина Новоковская.