В начале ноября в Минске пройдет четвертый "Кастрычнiцкi" эконмический форум. Ожидется, что на форуме выступит 30! экспертов из Беларуси и зарубежных. Более всего о нас заботятся: Белорусский экономический исследовательский центр, исследовательская сеть Центра социально экономических исследований, ассоциация европейского бизнеса. Задача форума состоит в том, чтобы экономика Республики Беларусь стала эффективной, экономическая политика ответственной, а будущее — привлекательным для граждан. Я не знаю, а они не сообщают какая подготовительная работа велась в социуме среди людей о котрых проявляется забота, проводятся форумы и ведется поиск путей развития, инициируется проект моста в будущее. С нетерпеним жду рекомендациий либерально демократического сообшества, о том как нам обустроить Беларусь.
Год назад, в октябре 2018 состоялся первый форум регионов Украины и Беларуси в Гомеле... В ныншнем 2019 в октябре, второй форум в Житомире...
Главная тема уже пятого форума регионов Беларуси и Росси прошедшего в октябре 2018 года: "Прироитетные направления регионального сотрудничества, как ключевого фактора интеграции и союзного строительства." За последнее время прошли форумы регионов в Витебске, Гомеле - "За мирные перемены", инициатор депутат Палаты представителей Т. Короткевич - движение "Гавары прауду" .
Меня, правда всегда смущала рациональность движения "Гавары прауду"? Правда у каждого своя! Истина - едина! Слово, истина, есть только в словарях восточных славян: белорусов, русских, украинцев. И как показывают события у нашей братской южной соседки, доказывая свою правду уже положили за шесть лет больше людей, чем в Афганистане весь СССР за 10 лет.
Конечно, встречи специалистов, наведение мостов и связей, общение - как высшая роскошь человеческой жизни должны идти на пользу... На взгляд человка старого и вредного - лезу куда не просят, пытаюсь высказывать свои "непричесанные мысли" и тогда, когда "...граждане не хочут это слушать..." все эти форумы объединяет одно: погоня за прибылью. Конечно маскируются под поиски развития успеха в управлении экономикой... Никакая прибыль невозможна без человека труда. А об этом человеке труда, как правило ничего или только " на ум кладем". А о подготовке "Цивилизованых кооператоров" еще за школьной партой? На форумах молчат... Но они, предприниматели, не грибы и сами не вырастут.
А о развитии творческой инициативы ? Пока что, за десятилетия словесной фантасмогории их же СМИ пророчат экономике РБ если не "коллапс" то стаганацию. Да, "живем небогато". Но в кваритрах тепло, хлеб на столе есть. Основной показатель стагнации - безработица. В Беларуси на 1 января 2019 года она составила 0, 3% и в сравнении с 2018 годом снизилась на 0,2% . В Росии этот показатель - 4,7 %. В Украине - 8,9% и есть тенденция ее увеличения. Но я не экономист. Меня беспокоит другое.
Ни один из форумов не поставил вопрос, а как "узрушыць дух народны". Вот в ноябре 2019 года и с высокой трибуны съеза партии "Единая Россия" просвучали слова в адрес и российских чиновников "Терзать, трясти "... Трясут от безысходности, от незнания как создать эффективную систему управления страной. У нас много экономистов, политиков, докторв наук, лидеров политических пртий, опозиционеров критикующих управление страной: идем "и не тады, и не туды", но среди них как то не заметно людей практических. Да и не только у нас. Около 20 лет понадобилось западному сообществу чтобы признать успех Беларуси в развити IТ технологий! Целых 20 лет.
Но в этом цифровом секторе занято очень мало людей. Не решив формулу по созданию системы: СЕМЬЯ + ШКОЛА + ПРОИЗВОДСТВО надеяться на УСПЕХ в подготовке специалистов массовх рабочих професий и "узрушыць дух народны" мы не сможем и черз 30 лет.
Сегодня все либеральное крыло и наши в том, числе упрямо твердят, что "неправильная" экономика СССР развалила страну. Сошлюсь на автритетное мнеие доктора экономических наук профессора председателя русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова - Валентина Касатонова на упреки Кудрина в развале экономики СССР и курсе Гайдара:
«Наша экономика стала слабеть, но не из-за неверной экономической модели. Экономика – это, прежде всего, люди. В 80-е годы, когда к власти пришел Горбачев, началось активное разложение, как мы говорим, человеческого материала." Проводимая идеологическая работа: Горбачев: «Разрешено все, что не запрещено законом», не укрепляла, а разрушала правосознание и нравственность людей, направляла на растаскивание на отдельные кирпичики здания не только советской экономики, но и всей страны. Теневая экономика (наворованное)– достигла почти 50%.ВВП. Рекомендации Б. Ельцина - "Обогащайтесь!"
Работа с коллективами это обязанность в первую очередь организаторов производства. Задача так званых "идеологов" помогать руководителям Словом, которое идет впереди всего, которым можно "полки за собою вести", рабами которого мы являемся и разяснять, и находить все больше помощников объединяя людей на развитие успеха.
Парадоксально, но факт: убрав из Конституции положение о единой государственной идее, упроно ищем национальную объединяющую.
Беларусь называют островком социализма, памятники сохранили, но редко встреишь ссылки на классиков Марксизма. Таких нестыковок достаточно: боремся за ЗОЖ - в магазинах убрали с витрин сигареты, но все улицы насыщены бросающимися в глаза "табакерками". И "Я не люблю, когда наполовину или когда прервали разговор".
Сказал бы: не ищите объединяющую идею. Ищите "штучный товар" (А.Г.) людей спосбных объединить конкретный коллектив на развитие успеха... Но кто будет искать? Идеологи "неумеющмк говорить" точно - не будут! такой поиск сравним с прфессионаальным "суицидом". Не упрекайте меня в том, что часто обращаюсь к авторитетам.
В.И. Ленин: «Во всякой работе по объединению людей, самое важное — идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов. Всякий «контроль», всякое «руководство», всякие «программы», «уставы» и прочее — все это пустой звук по отношению к составу лекторов. Никакой контроль, никакие программы и т.д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов».
Толстой Л.Н. выразился так: «Мы убедились, что почти все руководства школ дурны, вместе с тем и по существующим плохим руководствам, в большей части школ, учение идет успешно. Стараясь разъяснить для себя это кажущееся странным противоречие, мы убедились, что успех учения основаны не на руководствах, а на духе организации школ, на том неуловимом влиянии учителя, на тех отступлениях от руководства, на тех ежеминутно изменяемых в классе приемах, которые исчезают без следа, но которые и составляют сущность успешного учения. Уловить эти приемы (мелочи - пустяки ) и найти в них законы ...»
Пожалуй главная задача форумов, идеологов и состоит в том, чтобы направить объединеный социум на развитие успеха, найти способ генерировать интерес к книге, самообразованию, нравственному совершенству, творчеству. Не к сытости и деньгам, богатству... Почему не получается? Хотя и либерал, но Кирил Рудый прав: " Мало читаем. Низка культура дискусий."
Первая трудная задача установить порядок т. е. определиться в принципе. Если плановая экономика, тогда коллективное творчество, гласность, сравнимость результатов, повторение опыта передовиков, моральное и материальное стимулирование труда. В результате "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех": "Человек человеку друг, товарищ и брат!" Если рынок: погоня за прибылью любой ценой, конкуренция, зарплаты в конвертах, корпоративное мышление разрушающее коллектив... надеяться на взаимопомошь бесполезно.
Вторая задача - организовать и создать систему. Успех кроется в трудности создания и организаци, и управления системой. Но непрофессиональная возня в одиночку дело бесперспективное и нерациональное. Тупиковое. Под системой понимаю совокупность форм, взаимодействие которых позволяет решать комплекс задач экономического развития, воспитания и образования и добиваться такого уровня эффективности воздействия, который не в состоянии обеспечить ни одна отдельно взятая форма. Организующее начало любой системы - ядро: группа лиц из органов управления, бизнеса, СМИ, сотрудников управлений и отделов образования, культуры, спорта и туризма, актива ветеранских организаций, БРСМ которая являлась бы генератором идей и проектированием тактики. Создание такой системы теоретически возможно на каждом уровне управленческой вертикали, если у управленцев есть политическая воля, а формирование ядра строится на жестком и прочном фундаменте порядка. Если каждый в составе «ядра» обладает и неуклонно стремиться к обретению личных знаний, является профессионалом способным передавать знания и жить насущными заботами коллектива, страны....
Пожалуй третья задача после определения направления развития, создания системы - поднять значение мелочей. Мы часто слышим и говорим что и Бог, и дъявол прячутся в мелочах. Задались целью найти какой то глубоко запрятаннный секрет в экономике, организации социума, но напрочь отрицаем и не ищем, не придаем значения "малым делам". В наших маленьких повседневных успехах - развитие, надежда. И наоборот, в неуспехах недовольство обреченость.
Для большинства будет правильным не ждать открытия кем то особого важного секрета в развити экономики, или в жизни социума, а в том,что бы понять какое непереоценимое значение имеют иногда не очевидные пустяки.. Созавать эти малые дела. Но главное - учить этому две социальных группы: ветераны - молодым. Эти группы системой управления игнорируются. Лень системе возиться...
Например из упавшего дерева можно сделать дорогую безделицу; можно сделать топорище. Конечно и топорище, не говоря о дорогой безделице, сделает далеко не каждый. Получается некрасивая картинка: собственные неудачи, неспособность, даже лень - все основанное на дурных привычках, всю свою необустроенную жизнь, мы во всем легко обвиняем государство, президента, начальника...
Белорусский поэт М. Багдонович в своем бессмертном Сонете, в поэтической форме эту тему изложил так:
Вот символ твой, забытый край природный!
Разбуженный высокий дух народный,
Я верю, что бесплодно не заснёт,
А зазвенит ручьём, блеснёт криницей,
Которая ключами мощно бьёт,
Сумев из почвы на простор пробиться.
К сожалению, на эту глубочайшую объединяющую соцальную мысль любимого многими поэта, никто из политиков, идеологов, педагогов внмания не обращает и не цитирует. Ее не используют журналисты, она не звучит со сцены, по ней не снимают клипов, конечно она и не для попсы... Только француз Н. Буало: "Сонет безупречен и стоит поэмы "! А это сонет объединяющий нас...
За создание системы позволяющей формировать добро и бороться с застоем выступала и экс зам. Министра образования Т. М. Ковалева см. Настауницкая газета № 25 за 2007. «Только организация системы воспитательной работы в учреждении, регионе, создание воспитательного пространства могут противостоять возникновению негативных явлений» . Понятно на педагогическом Олимпе оказалась невостребованной. Возится надо , а мы хотим быстро, все, сразу. Ждем результатов четвертого форума в Минске. Фраза: "Дети наше будущее!" стала деклоративной до неприличия... Вспомнят ли об этом высокие специалисты от экономики?
Президент: "Система образования не дложна быть отрвана от экономики". Я бы уточнил: от производства. Ка это сделать? Тут надо думать, возиться. Надо знать! Трясти не надо! Думать – знать – понимать далеко ни одно и то же. Если начало регулярной российской армии положили "ПОТЕШНЫЕ ПОЛКИ", то что мешает подготовку цивилизовааных кооперативов, начать с создания "ПОТЕШНЫХ КООПЕРАТИВОВ". Пусть кооперативная возня даст возможность утверждению привычки творить... Диференцированный подход и поиск. В качестве примера: райцентр с населением 15 000 человек посещает до полумиллиона туристов за год, такие городки с большим историческим шлейфом не теряют прибыли даже в кризисные годы. Сувениры из природного материала (шишка из парк, камешек, клубок из веток...) охранено несколько секунд назад
Есть неопубликованные правки
Возиться! Нельзя "ператрахиваць"
всегда в тренде, но работа детских творческих кружков в школах не нацелена на огромнейший поребительский рынок. Напрашиваается организация "Потешного кооператива"! По примеру петровских "Потешных полков" положивших началу регулярной армии в Росии. Можно попробовать положить начало развитию предпринимательства в Беларуси. Наработан положительный опыт... Кто виноват? Что делать? Если и есть идея, то кто же позволит? Те, кто занимает какое то положение в обществе, и имеет возможность публично высказываться на социальные темы, считают себя высшими экспертами и высказываются делают заявления с таким апломбом, будто изучали социологию профессионально. Недостаток способных, образованных и умных профессионалов зажигает зеленый свет перед дилетантами и бездарностями, ведет к непродуманным, наносящим прямой вред решениям.