Найти в Дзене

Вавилонский миф о сотворении мира

Оглавление

Все культуры пытаются понять, каким образом появился вокруг них мир. От Библии до Норс-Эддас, люди всегда создавали историю творения. Месопотамцы не были исключением.

Хотя их мифы о сотворении мира различны, пожалуй, самый известный миф о творении Месопотамии - миф о Вавилоне - Enuma Elish.

Открытие этого мифа.

В середине девятнадцатого века Остин Генри Лейард восстановил несколько текстов из библиотеки Ашурбанипала в Ниневии. Среди них было семь фрагментов табличек.

Несмотря на отсутствие нескольких строк, текст был переведен и признан эпосом творчества, который мы сейчас называем Enuma Elish. Сами таблички датируются VII веком до н.э., однако миф, вероятно, относится к концу II тысячелетия до нашей эры.

Эпопея

Миф начинается с первозданного состояния мира:

"Когда на небесах еще не было имени, и земля под ней еще не носила имени."

Все, что существовало, это Тиамат и Апсу. Они были воплощением первобытной соленой и сладкой воды, а также Родители Неба и Земли. Небеса и Земля еще не были названы и, следовательно, еще не существовали.

https://pin.it/2zygeurujyd2vt
https://pin.it/2zygeurujyd2vt

Затем перечислены пять поколений богов, начиная с Тиамата и Апсу и заканчивая Эа. Рождаются небо и земля, а также Ану, отец Евы и властелин неба.

В ранней месопотамской мифологии Ану была вождем богов и источником всей власти. В этом мифе отношения богов переосмысливаются, и Эа является самым великим из ранних богов.

В ранней мифологии Эа был мудрым богом, который правил пресной водой, олицетворяемой Апсу. Эти особенности были сохранены в этом мифе.

Апсу и Тиамат были расстроены последующими богами, и Апсу стремился уничтожить их. Эа слушал его планы, и хитростью победил Апсу и взял его мантию. Таким образом, он пришел к власти над пресными водами.

Однако Тиамат была разгневана и породила целую армию монстров. Среди богов она возвысила Кингу, возвеличив его до превосходства над собранием богов и подарив ему скрижали судьбы. Эти Скрижали Судьбы появляются в других мифах и, похоже, наделяют высшей властью.

Идея богов, контролирующих "судьбу" или историю, является центральным аспектом месопотамской философии. В их мировоззрении был заложен дуализм мифа и реальности. В то время как люди совершали действия, свобода выбора оставалась за Богами.

Ключевые события в месопотамской истории были приписаны воле богов, такие как падение Аккадской династии. История человечества и его действия основывались на Божьей воле. До того, как боги существовали, "не было предначертано никаких судеб."

Перед Тиамат и ее ордой боги содрогались; и Ану и Эа отступили. Так сын Эа Мардука предстал перед богами и объявил, что если они предоставят ему верховенство, он убьет Тиамат. Боги согласились и подарили ему одежду, оружие и трон. Так вооруженный Мардук вышел вперед, захватил скрижали Судьбы у Кингу и убил Тиамат.

https://pin.it/3i6f6ohrshnkcl
https://pin.it/3i6f6ohrshnkcl

Он разделил ее тело на две части. Из половины он создал небо. На небе он сотворил звезды, заставил лунного бога светить и расставил обиталища Ану, Энлиля и Евы. Это относится к вавилонской астрономии; небо было разделено на три части, принадлежавшие Ану, Энлилу и Еа.

Наконец, Мардук планировал создать людей из своей крови и костей, чтобы служить богам и строить их храмы. Шестая табличка, как и другие, фрагментарна, и отчет о реальном творении человека теряется.

Седьмая скрижаль заканчивается мифом о том, что боги возвышают Мардука и объявляют пятьдесят его имен, а эпилог гласит, что люди должны помнить Мардука и поклоняться ему.

Библейские параллели

Есть несколько сходств с Библией: водянистое царство до сотворения мира; предполагаемая борьба между порядком и хаосом; создание человека; даже семь скрижалей, отражающих семь дней творчества.

Эти сходства вызвали большой интерес к мифу, действительно, большинство ассириологии девятнадцатого и начала двадцатого веков было вызвано попытками доказать историчность Библии.

Однако большинство современных ученых сходятся во мнении, что эти сходства в конечном счете являются поверхностными.

Политический контекст

В период сочинения мифа Ассирия и Вавилон были двумя доминирующими державами в Месопотамии. Хотя Ассирия имела военное преимущество, Вавилон все еще почитался как культурный и религиозный центр.

Мардук был городским богом Вавилона. Воздвигнув его во главе богов, они попытались провозгласить Вавилон религиозным центром Месопотамии.

Многие вавилоняне поверили бы в то, что этот миф верен, особенно после того, как прошли поколения. В связи с этим возникают интересные вопросы о природе мифа, религии и убеждениях.

Миф является ярким примером месопотамской литературы, но он также дает нам представление о месопотамской культуре и политике. Использование этого источника в сочетании с другими открывает окно в месопотамское мышление и то, как они воспринимали окружающий их мир.