Вместе с христианством на Русь пришло и почитание святых. Но в основном такое почитание шло из народных глубин. В русском народе таких считали праведниками и называли их чудотворцами, блаженными, юродивыми, мучениками.
Только к середине XVI века были принят перечень святых для поклонения и почитания.
Блаженные и юродивые
Сами люди и общество создает образ юродивого, при этом совершенно не важно, является ли он на самом деле святым, простым сумасшедшим или самозванцем! С помощью религии приписывают ему какие-то необыкновенные свойства и деяния, да еще и представляют его мучеником.
Еще необходимо отметить, что феномен юродивого известен только в русском православии. На Западе такого никогда не было. Там были придворные шуты, которых у нас вообще-то называли скоморохами.
Не случайно Пушкин в своем «Борисе Годунове» называет юродивого Николкой. Это прямая линия к Николе Псковскому. Это был чародей, который угрожает Ивану Грозному, и царь пугается колдуна и уходит.
Царь – это всесилие земной власти, а юродивый, потустороннего мира и в общественном сознании они равны!
Требования императора Петра I к священнослужителям
В 18 веке произошло бурная канонизация новых святых, и церковь внезапно засомневавшись, остановила канонизацию новых святых, испугавшись обмана и допущению профанации святых чудотворцев.
Этому, немало способствовал действующий, достаточно здравомыслящий император Петр I.
Он с большим подозрением относился к рассказам о всевозможных чудесах блаженных, считая их шарлатанами.
Император прямо требовал от священнослужителей бороться с суевериями.
Он законодательно заставлял их следить «не проявляет ли кто для скверноприбытства ложных чудес при иконах, при кладезях, источниках и прочая».
Так как считал, что юродивые и нищие нарушают общественную мораль, а святые мученики, так и вовсе государственные законы.
Священный Синод устраивал судебные заседания, на которых свидетелей чудес заставляли давать свои показания под присягой, а все чудесные исцеления проверялись и оформлялись судмедэкспертами.
В народе существовало противостояние религиозной политике государства. В огромной стране за всем уследить невозможно, и во многих уголках церковная проповедь добавлялась рассказами всевозможных «каликов перехожих». Паломники шли к могилам местных подвижников, нищих, юродивых.
Вот, собственно, коротко и все.
Источники: TheQuestion, ФОМА.ру
Всех Вам благ!