Вы никогда не замечали, как то, что изначально преподносилось обществу как нечто крайне страшное и опасное, потом с течение времени полностью утрачивает свою популярность? (несмотря на то, что менее опасным не становится)?
Вот, например, СПИД… Во времена СССР и перестройки это неизлечимое заболевание было объектом постоянного обостренного внимания. А сейчас о нем говорят значительно меньше.
Почему? СПИД стал менее опасен? Конечно нет. Причина в другом. Просто мода на фобию СПИДа прошла.
А теперь давайте обратимся к такому заболеванию, как ГРИПП.
Как относились к нему во времена СССР? В общем-то, достаточно прохладно – как к чему-то будничному и неизбежному.
А сейчас? Сейчас ГРИПП преподносится обществу как нечто значительно более грозное.
Стал ли ГРИПП более опасен? Навряд ли. Во времена СССР люди периодически умирали от ГРИППа с тем же успехом, что и сейчас.
Просто благодаря PRу фармацевтических компаний, ГРИПП стал более популярным – фобия ГРИППа вошла в моду.
Хайп, умело организованный фармацевтическими компаниями вокруг простудных заболеваний и вирусов, позволяет с успехом реализовывать населению иммуномодуляторы и прочие препараты. (к слову сказать, большинство из которых далеко не безопасны)
Не менее “модная” искусственно созданная в наше время фобия – фобия клещей. Вы помните, как в детстве ходили в лес? Рассказы Паустовского, Бианки читали?
И как обстояло дело с клещами? Многие ли считали поход в лес без скафандра самоубийством? И что – в те времена все поголовно cтановились жертвами клещей и страдали от болезни Лайма?
А может клещи мутировали за несколько десятилетий и превратились в монстров?
Конечно, нет. Это просто очередной каприз моды.
Но главная – наиболее раскрученная и наиболее прибыльная современная фобия – это фобия старения. Давайте назовем ее точнее – фобия “немолодости”.
Для производителей косметики и пластических хирургов фобический хайп вокруг “первых признаков старения” – настоящее золотое дно.
То же самое можно сказать и о фобии бедности – вернее о фобии выглядеть бедно. Эффективность данной фобии, искусно привитой населению маркетологами, огромна и бесспорна. Во многих сферах страх показаться бедным является одним из наиболее эффективных инструментом продаж.
Сделает ли нас счастливыми тщетная борьба с первыми признаками старения и выплата очередного кредита на последнюю модель айфона? В сочетании с ипохондрической одержимости ГРИППом и психологической невозможностью пойти в лес на прогулку? Не думаю.
В этой статье я ни в коем случае не призываю читателей не беречься от вирусов, или лесных клещей. И полностью признаю, что выглядеть молодо и дорого – вполне естественное желание человека.
Но просто призываю оберегать свое сознание от фобических идей, навязанных извне - не становиться жертвой манипуляций.
Искусственно созданные фобии отнимают значительное количество ресурсов – времени и сил, которые можно потратить на самосовершенствование, творчество, общение с близкими и жизнь в целом.
Почему же нам подчас этих ресурсов совсем не жаль?
Наверное, потому, что фобия деградации хронически не в моде )