Найти тему
Заметки Айтишника

Развлечения в термах

Об открытии бань извещали колоколом, звон которого слышен был издали. Час открытия изменялся в зависимости от времени года и каприза императора. Плиний Младший говорит, что один из его приятелей купался зимой в девятом часу (3 часа пополудни), а летом в восьмом (2 часа). Адриан постановил, чтобы никто не являлся в термы раньше двух часов и позже захода солнца. Александр Север разрешил открывать их с восходом солнца и закрывать довольно поздно ночью. Но это повело к злоупотреблениям, так что император Тацит вернулся к прежней системе. Впрочем, его указ был впоследствии отменен, как видно из относящихся к этому времени счетов, в которых упоминаются расходы на освещение. 

 

Всякий богатый гражданин приводил с собой одного или нескольких рабов, которые несли белье и прислуживали ему в бане. Тот, у кого не было рабов, находил в самих термах прислугу, которой он мог пользоваться за известное вознаграждение. Прежде всего снимали с себя одежду в раздевальне (apodyterium); платье хранилось в особо для этого устроенных нишах. Благоразумные люди поручали его надзору кого-нибудь из прислуги, так как случаи воровства были нередки. Посетитель бань, смотря по желанию, принимал душ, холодную, теплую или горячую ванну, или же парился; можно было даже принять две ванны с некоторым перерывом. Римляне очень любили натирание и массаж. Растянувшись на особом ложе, купальщик отдавал себя в руки человека, который начинал давить ему все тело, чтобы размять его и расправить все суставы. Затем, вооружившись металлическим скребком (strigilis), он усердно тер кожу, чтобы счистить всю грязь; после этого пациента натирали мазью из свиного сала и бедой чемерицы, чтобы прошел зуд. Наконец, надушив его пахучими маслами и эссенциями, вытирали простынями из полотна или очень тонкой шерсти, после чего переодевались в свои одежды и уносили домой в закрытых носилках. Так купались богатые. Бедняки довольствовались простым натиранием рукой. Нельзя сказать, чтобы общественные бани были совсем даровые. Государство предоставляло бесплатно помещение, отопление и воду, за все остальное нужно было платить прислуге. 

 

-2

В термы являлись не только для того, чтобы выкупаться: сюда приходили также с целью повидать людей, убить время, поболтать и вообще развлечься. Не говоря уже о том, что собравшаяся в банях толпа в 3-4 тысячи человек сама по себе представляла любопытное зрелище, не говоря о возможности встретить здесь своих друзей и знакомых, узнать новости и быть в курсе городских слухов, — помимо всего этого в термах были всевозможные приспособления для разных физических упражнений, игры в мяч, борьбы; здесь даже были библиотеки и устраивались концерты. Сенека очень живописно изображает шум, доносящийся из публичной бани: «Представь себе всевозможные неприятные для уха звуки, которые только может произвести человеческая глотка. Когда силачи гимназии фехтуют и потрясают в воздухе своими руками, вооруженными свинцом, я слышу, как они охают, усталые или только притворяясь усталыми; каждый раз, когда они испускают долго удерживаемый вздох, раздается прерывистое и резко свистящее дыхание. Вот один из них, неловкий малый, неумело натирает какого-то несчастного: я слышу, как его тяжелая рука шлепает по плечам, что производит разные звуки, смотря по тому, как он повернет руку. Но вот является игрок в мяч и начинает считать удары, — тогда прощай мое спокойствие. Прибавь еще спорщика, мошенника, пойманного на месте преступления, певца, который воображает, что в бане голос его звучит особенно хорошо, затем еще тех, которые с шумом расплескивают воду, бросаясь в бассейн. Кроме этих людей, возгласы которых, за неимением других достоинств, по крайней мере хоть естественны, представь себе еще epilator'a, который, чтобы привлечь к себе внимание присутствующих, издает время от времени резкий визг, прекращая его только тогда, когда он выщипывает кому-нибудь волосы под подмышками и когда вместо него кричит его клиент. А еще разнообразные возгласы разносчиков, продающих пирожки, мясо, сласти, подержанные вещи, которые выкрикивают свои товары каждый на особый лад» (Письмо LVI). 

 

-3

Женщины, даже из высшего общества, также посещают общественные бани, но обыкновенно они купаются в особых залах. Впрочем, это правило не всегда соблюдалось. Ювенал и Марциал часто упоминают о неприличных сценах, происходивших вследствие смешения мужчин и женщин в одних и тех же банях. Чтобы прекратить эти безобразия, Траян построил около терм Тита особые бани для женщин. Адриан формально запретил смешение полов; но, очевидно, это запрещение сохранило силу ненадолго, так как подобные запрещения после этого неоднократно повторялись, из чего видно, что их постоянно нарушали. Последнее из известных нам правительственных распоряжений на этот счет — это указ Гелиогабала, который разрешает женщинам входить в мужские бани везде и во всякий час. 

 

(По Lanciani, Ancient Rome, p. 90 et suiv.; и Dezobry, Rome au siecte d'Auguste, Lettre XII, chez Delagrave).