Найти тему

Цикл эссе «Литература как разгадка России». Манифест

(манифест)

В течение жизни, когда я находил в информационном пространстве ответы на свои вопросы, во мне созрело предположение, что в каждый момент нашего земного воплощения где-то всегда есть ответ на каждый вопрос. Может быть, ответ не вполне полный, искаженный пониманием устройства мироздания в конкретную эпоху, но достаточно близкий к истине, позволяющий выбрать верный путь дальнейших поисков.

Все, что нам предъявили под видом истории России за последнюю тысячу лет, – всего лишь предыстория, точнее, страдания и блуждания по причине прерванной связи поколений. Не обладая нынешним и, тем более будущим, знанием о подлинной истории и предназначении России, великая русская классическая литература искала правду, смысл жизни человека и народа и точно что-то нашла. Но никаких практических, жизненно полезных выводов литературоведы до сих пор сделать не смогли.

Потрясенный масштабами поднятых проблем, правдой жизни героев русской литературы, мировой читатель ввел в обиход понятие «загадочная русская душа» и создал тем самым творческое напряжение в попытках разгадать эту загадку. «Russian soul» уже сто лет – бренд и воспринимается даже самими русскими как загадка.

Расследование – новый метод изучения литературы

(извлечение практических выводов и использование их в практической жизни)

Как Россия, будучи частью славянской цивилизации, не является типичной страной (добивающейся на Земле в основном материально осязаемых целей), так и русская классическая литература не может быть понята универсальными средствами анализа, подходящими для литератур других цивилизаций.

Русская литература – «дорожная карта» духовной эволюции народа, в котором она родилась. Гений ее писателей – сплав наблюдательности, особого понимания людей, выделения эпохальных для героев событий, способности художественно об этом рассказать – один способен понять о русском человеке самое сокровенное, главное и поведать так, что это смогло преобразить миллионы людей. Преобразило, но не достаточно, чтобы избежать повторения одних и тех же ошибок духовного раскола в обществе. Всех смыслов, всех подсказок понять не удалось до сих пор. Иметь стратегически важную информацию и не пользоваться ей наша цивилизация больше себе позволить не может – мы слишком слабы перед лицом трагического будущего…

Только сейчас очевидно – Лев Толстой, подобно Гомеру, был «великим слепым», возможно, последним гениальным писателем, жившим в эпоху «предыстории человечества». Лев Николаевич был слеп аллегорически, ведь он еще не мог почувствовать Единого, как могут многие наши современники (см. эссе «Я – мыслящая энергия» и «Боже, из моих рук вырываются столбы энергии!»). Рождение детей индиго, начиная с семидесятых годов двадцатого века, стало посланием человечеству: начался новый этап духовной эволюции – пробуждение скрытых способностей человека. Они позволяют установить более прочную и качественную связь с Единым, передать законы мироздания не из уст в уста, не посредством эзотерических книг и тайных обществ, а напрямую инсайтом через чувства.

Толстой, не проснувшись энергетически, мог искать Создателя только умом, только логикой, хотя явно чувствовал за материальными объектами и событиями присутствие сил сверхчеловеческих, вечных. Он вычислил Единого своим экстремально развитым эмоциональным интеллектом и художественно описал Его присутствие в мире. В этом его главная заслуга и подлинная гениальность.

Писатели золотого века русской литературы до Ивана Бунина включительно, не осознавая того в полной мере, наметили «дорожную карту» духовной эволюции народа, в ретроспективе и на будущее. Изображая исторические, семейные эпизоды или события внутренней жизни героев они уже описали реперные точки на пути духовной эволюции нашего народа – как верные, так и ошибочные. Потомкам с высоты своего времени и своего исторического и жизненного опыта теперь предстоит их найти и понять верно.

В парадигме нашего исследования (новом подходе к пониманию литературы) главным является необходимость расследовать литературу, подобно тому, как детектив ищет подсказки, собирает вещественные доказательства, твердо зная – за внешними, как бы случайными событиями и уликами стоит нечто общее, единое – логика события. В нашем случае ставка – выше не бывает! – разгадка предназначения России, а может, всего человечества.

Точки боли в общественной жизни и народной душе литературой уже найдены

Русские читают свою великую литературу на родном языке, но для них будет новостью, что они до сих пор (включая самих писателей и поэтов) не понимали ее… в полной мере. Почему не хочет жить и скучает Евгений Онегин и Григорий Печорин? Их жизнь пуста, их душу ничего не волнует, у них нет деятельной помощи другим, которая оживила бы сердце, их не подпитывает энергия общины, они, как алкоголик или наркоман, вынуждены искать искусственные стимулы для продолжения существования физического тела… Весь пафос их жизни, все переживания – поиск развлечений или, точнее, способ забыться.

Почему доверчивый искренний «божий человек» князь Лев Мышкин выглядит идиотом в собственной русской среде? Какой «другой жизни» ищет князь Андрей Болконский и, обретя ее (жизнь духа, в которой понял – он не отдельное существо, а часть целого – замысла Единого) перед самой смертью, становится счастлив? Почему разрушается личность чеховского Ивана Лаевского (эта роль только Олега Даля, ведь «шел вразнос» и он, хотя и от другого) прямо на глазах зрителей в фильме «Плохой хороший человек»?

Тоску о чем, о какой погибающей под большевиками-интернационалистами Родине заливает водкой на ставших легендарными кутежах, о чем скандалит Сергей Есенин? Почему все русские романсы тотально печальны (их авторы четко, как женщины, что-то ощущают, а объяснить не могут)? Не задумывались?! Нашел себя в какой-то мере в деятельности почти приближенной к общинной один только толстовский Константин Лёвин.

Визбор, Окуджава, Галич пели о переживаниях рефлексирующего интеллигента, Владимир Высоцкий кричал во весь голос о трагедии народа-сироты в своей собственной стране.

Вдоль дороги все не так,

А в конце – подавно.

И ни церковь, ни кабак –

Ничего не свято!

Нет, ребята, все не так,

Все не так, ребята!

Тоска русского человека абсолютна, но не фатальна, не вечна. Причина ее в том, что из народной жизни изъята (не присутствует в ней в полной мере) какая-то важнейшая часть, влияющая на всё абсолютно (даже каждую нашу мысль).

В духовном теле народа нет какого-то важнейшего органа (как, например, из физического тела изъяли бы почку) – русский человек инвалид при внешнем здоровье. Какой-то магнетизм, очень слабый из-за ее удаленности, непроявленности, этой отсутствующей части просвечивает в мириадах событий на всех уровнях бытия и сознания, но что это, никто до сих пор определенно сказать не может.

Здесь автор заявляет – эта недостающая и самая существенная часть России – ОБЩИНА, живущая по законам духовной эволюции Единого. Она сейчас – «загадка», она же и разгадка России. Революции в славянских странах под видом народного бунта будет невозможно организовать только после того, как община станет государством, а государство – общиной.

Без корней, без питающей славян жизни духа многие, очень многие наши предки особенно-то и не хотели жить, не осознавая этого. Может, это был наш папа или мама, бабушка или дедушка, или любимый дядя? Ведь что, по сути, пьянство – неболезненное самоубийство заблудившихся и ослабших духом…

Важность исторического момента, который мы переживаем, беспримерна! Только сейчас, во втором десятилетии двадцать первого века, появился шанс осознать литературу как подсказку в разгадке России. Главные причины две – опыт катастрофического, проигранного Россией (при отдельных победах) двадцатого века; и вторая – резкое раскрытие перед очередной Мировой войной информации об отдельных аспектах подлинного устройства мироздания и сути фальшивого исторического процесса, навязанного человечеству. Этот последний шанс выпрямить духовный путь русской в частности и славянской в целом цивилизации упустить нельзя.

Ведь сегодняшнее поколение 40-70-тилетних последнее способно логически мыслить и излагать свои мысли связно, последнее несет остатки благородства, подлинного критического мышления, умения накапливать и сортировать важные знания и удерживать внимание на теме своего исследования, обладает волей в защите своих убеждений…

Бешеная гонка ведущих стран за первенство в создании полноценного искусственного интеллекта, который обеспечит преимущество в принятии решений, прежде всего, военного характера и, во вторую очередь, в повседневном управлении миллионами бывших граждан – тяжелое зрелище. Ведь ведут они свои народы не к гармонии, а к «концу истории». Полноценным, с точки зрения подлинных человеческих потребностей, искусственный интеллект не будет никогда.

Как я утверждаю сейчас и попытаюсь обосновать в будущих эссе этого цикла, потребность человека в понимании себя и мироздания способен удовлетворить не искусственный интеллект, а одна писательская наблюдательность – экстремально развитый эмоциональный интеллект в содружестве с талантом выражать свои мысли, возникающие образы, смутные догадки словами. Конкретные факты, открытые этой писательской наблюдательностью, безусловно, предстоит еще правильно понять.

Ведь русская классическая литература талантом своих писателей, поэтов и критиков, их интуицией и писательской наблюдательностью, их личными биографиями, сама того не понимая, дала явные намеки, очевидные подсказки, где искать точки боли в общественной жизни и народной душе, порожденные из века в век неестественным для страны путем развития.

Особенно в постановке диагнозе преуспел доктор Чехов. Именно в его произведениях, как и у Чаадаева, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова мы в полной мере можем ощутить абсурдную логику героев и русской жизни в целом или, выражаясь точнее, логику абсурда. В неестественностях сюжета, мыслей и мотивации героев и прячется обнаруженная литературой для современников и потомков разгадка России!

Еле уловимые, по большей части не осознаваемые, подсказки писателей, подобные подсказкам Единого человеку в поиске верного пути духовной эволюции как России, так и человечества, мы и будем вместе с читателями искать в наших эссе…

Необходимость раскрепощения отечественного литературоведения

Нам авторам и читателям, которые тоже авторы – в своих комментариях, нужно буквально всем миром помочь отечественному литературоведению освободиться из прокрустова ложа узкоспециальности как отстраненности от современного человека и общества, от тем, понятных и интересных только филологам. Подобно тому, как фундаментальные естественные науки в конце ХХ века обогатили себя, эволюционировав в междисциплинарный формат, так и литературе необходимо стать больше, значимей за счет установления связи с культурологией, историей, психологией…

Русская цивилизация нуждается в ответах на вопросы, которые прежде от литературы общество не ожидало… Только сейчас стал в полной мере очевиден смысл духовного открытия «Поэт в России больше, чем поэт». Литературоведу так же предстоит стать больше, чем Литературоведу…

P. S. В своих текстах я кружу вокруг каждой значимой мысли, уточняю ее, пытаюсь понять с разных сторон – легкости восприятия это не способствует. Но эта гипертрофированная рефлексия – в наше время расплаты за все нерешенные тысячелетние проблемы России – представляется мне единственно адекватной. Мы не развлекаемся, а пытаемся успеть использовать последний шанс, успеть спасти свою цивилизацию, дом, семью…

Учитывая важность и обширность темы, автор будет периодически вносить в этот программный текст изменения и дополнения.

Сергей Селихов

Электронный ж-л "Женщина Москва" wmos.ru

Книги
3507 интересуются