Мы довольно часто (кто-то реже, кто-то практически постоянно) манипулируем другими людьми.
И что еще очень важно - мы неосознанно манипулируем собой.
Нередко мы (или нами) манипулируют грубо, агрессивно, нарочито.
Это мы всегда замечаем.
Даже возмущаемся.
Осознаем.
Но истинная манипуляция, подчас, состоит из мелочей.
Из нюансов.
Из невесомых мазков.
Иногда эмоциями, иногда словами, иногда поступками.
Но все наши неосознанные или осознанные действия направлены на одно - получить гарантированный результат, который мы для себя считаем единственно правильным.
Давайте попробуем разобрать на простых примерах.
Папа говорит малышу - тебе нужно умыться. Он отказывается. Он настаивает. Малыш упрямится. Папа пробует объяснить ему необходимость соблюдать гигиену. Но ребенку в 2-3 годика это не очень интересно и понятно. Его сознание еще не оперирует социальными условностями (опрятный внешний вид) и не просчитывает цепочки с забеганием в будущее (это может впоследствии повредить коже, например).
Папа устает убеждать словами.
И использует классическую манипулятивную конструкцию: Если ты умоешься, я дам тебе конфетку (поцелую, почитаю книжку, куплю игрушку, дам посмотреть мультик - выбирай на вкус).
Вполне привычная схема, правда?
Хорошо ли?
Начнем с того, что манипуляция дает быстрый.
Гарантированный результат папе.
Он счастлив, ребенок умыт, ест конфетку.
В их тандеме царит гармония и любовь? Или гармонией там и не пахнет?
Или мы видим, как папа одержал победу подтасовав результаты?
Было ли необходимо и возможно сделать именно так?
Или можно было просто дать возможность ребенку походить еще какое-то время грязным.
Ведь ему лично эта процедура не была необходима.
Она была нужна ПАПЕ.
И он добилася своей цели любой ценой.
Ценой манипулятивного воздействия на психику ребенка.
Такие цепочки закрепляются, становятся обыденностью.
И мы уже не замечая используем их.
Лишая других и себя права выбора. Свободы.
Пример номер два.
Живут вместе мальчик и девочка. Иногда ссорятся, иногда любятся. Все как у всех.
И вдруг девочка говорит ему - всё, я ухожу к маме. Если ты не перестанешь носить эту ужасную прическу!
Мальчик пугается и прекращает стричься налысо.
Девочка счастлива. Цель достигнута.
Мальчик тоже. Он избежал ухода девочки.
И всего-то потерял свободу.
Реклама - это тоже манипуляция.
Осознанная. Это формирование общественного мнения. Это побуждение пить чай определенной марки.
Тебе говорят (в упрощенной схеме) пей чай «колоски и цветочки» и ты будешь здоров и счастлив. Ты веришь актеру и сообщению, начинаешь пить чай и, возможно, становишься здоровее )
Это бизнес. Это не хорошо, и не плохо. Это данность.
Это все примеры относительно явных манипуляций. Но может быть и чуть-чуть тоньше.
Мне задают вопрос. Любой. Например, что я люблю делать по вечерам?
Я перед тем как дать ответ успеваю прикинуть, как ответ может быть мне более выгоден - сможет произвести лучшее впечатление на собеседника (как мне кажется).
И возможно, отвечаю неправду. Или полуправду.
И получаю ожидаемую реакцию (ну или промахиваюсь).
И таким образом пытаюсь манипулирую реакцией собеседника. Это раз.
А еще мое подсознание манипулирует мной.
Оно подсовывает мне «фальшивую эмоцию» самоутверждения.
А на сдачу - чувство вины.
Я же сказал не то, что есть на самом деле.
И «похмелье» наступает неизбежно.
Чем губительная манипуляция чужим сознанием?
Как вы думаете?
Обсудим в следующих статьях.