Всем доброго времени суток!
Вот уже в течение пяти дней с лент новостных каналов не сходит трагическая новость о расстреле Рамилем Шамсутдиновым восьмерых сослуживцев. Сей солдат-срочник, прослуживший всего четыре месяца, заставил общество вновь вспомнить уже изрядно подзабытую тему дедовщины и неуставных отношений в армии. Хотелось бы высказать своё скромное мнение на этот счёт и обозначить несколько, на мой взгляд, важных моментов.
Во-первых, нужно обратить внимание на географию. Ведь трагедия произошла не где-нибудь, а именно в Забайкальском Крае (бывшей Читинской Области). В этом регионе среди молодёжи очень распространена криминальная субкультура АУЕ (Арестантский Уклад Един). Вполне возможна ситуация, что у местных военнослужащих были налажены контакты с местными "ауешниками". Возможно, что первые помогали вторым собирать деньги "на грев" с молодых солдат, в числе которых был и Рамиль. Видимо, его достало такое положение вещей, и он решил вопрос радикально. Наверняка, следствие рассматривает и эту версию.
Во-вторых, что отличает "случай Шамсутдинова" от подобных инцидентов, происходивших в девяностые и ранние нулевые? Пожалуй, главное отличие здесь в том, что раньше военнослужащие, совершавшие подобные преступления, завладевали оружием и скрывались. На их поиски поднимались все силы милиции (тогда ещё милиции) и Внутренних Войск, население предупреждали об опасном преступнике, и призывали к повышенной бдительности.
Сейчас же ничего подобного не произошло, и Шамсутдинов даже не принял попытку скрыться. Почему? Я думаю, причина тут в общественно-психологической атмосфере, в которой росли тогдашние дезертиры и Рамиль Шамсутдинов. Те, кто бежал от "неуставщины" в "благословенные девяностые" выросли в атмосфере относительной свободы тех лет. Наверняка перед задержанием они хотели надышаться свободой, которой были лишены в армии, и которой будут лишены за совершённые преступления. А вот Шамсутдинов вырос в атмосфере контроля и "закручивающихся гаек", понимая, что от общества не скрыться. Скорее всего, именно по этой причине он даже не попытался оказать сопротивление группе захвата и "оставить расположение части".
В-третьих, почему тема дедовщины и неуставных отношений в армии в течение последних нескольких лет практически сошла на нет? Причина тут простая. Просто "Комитет Солдатских Матерей", бывший на слуху в девяностые и нулевые, отодвинули от телевизионной трибуны. Рассказывать о случаях "неуставщины в армии" стало некому. Мамочки, которые составляли и составляют основную телеаудиторию, перестали воспринимать тему армии так же болезненно, как они воспринимали её пятнадцать - двадцать лет назад. Более того, на ТВ стали формировать положительный образ вооружённых сил, и многие мамочки поменяли своё отношение к армии на диаметрально противоположное, и решили, что их сыновья должны пройти эту "школу жизни". Но, как показал "случай Шамсутдинова", проблему дедовщины в армии "решили" только с помощью СМИ, но не фактически. Что, вообще говоря, удручает.
Стоит ли считать Рамиля Шамсутдинова жертвой, защищавшейся от насилия, подобно сёстрам Хачатурян? Скорее нет, чем да. Известно, что он хотел пойти служить. Известно, что он с юности занимался в военно-патриотическом кружке. Значит, он знал и представлял на что шёл. Скорее всего, он просто не рассчитал сил. Но, если обстановка была столь невыносимой, в его случае лучшим решением было бы "самовольно оставить часть", чем пойти на умышленное убийство двух и более человек. К сожалению, он выбрал худший вариант...
Вот такие мысли появились по мере того, как общество постепенно узнаёт всё новые и новые обстоятельства этой трагедии. А что вы думаете по этому поводу?