Все мало-мальски образованные граждане бывшего Советского Союза осведомлены, что в начале 30-х годов XX века в ряде областей страны,
в первую очередь, украинских, на фоне неурожая был спровоцирован массовый голод. Но только ли украинцы стали жертвами страшной трагедии?
Неврастеник с элементами дегенерации
Голодомор в Украине признан геноцидом власти против собственного народа. Однако мало кто знает, что не меньшие потери, а в процентном отношении — и гораздо большие от результатов большевистского хозяйствования понес не украинский народ, а… казахский. Голодомор
на территории современного Казахстана 1932—1933 годов был вызван официальной политикой «уничтожения кулачества как класса», коллективизацией, увеличением центральными властями плана заготовок продовольствия и конфискацией скота. Казахи с содроганием вспоминают тот период, а свой голодомор называют ашаршилык или «голощёкинским».
С июня 1925 года по февраль 1936 года Казакская Автономная Социалистическая Советская Республика в качестве административно-территориальной единицы входила в состав РСФСР. Автономия была образована из российских Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской областей, северной части Закаспийской области (Мангышлакский уезд), а также земель Букеевской Орды — территорий, где кочевали и селились казахи, которых русские называли киргизами. Ранее в состав автономии включили часть Оренбургской губернии,
а Оренбург стал её столицей. Следом из Омской губернии были переданы Акмолинский, Атбасарский, Кокчетавский и Петропавловский уезды.
Но в современной Российской Федерации об этом предпочитают не вспоминать. Впрочем, как и в Казахстане. На 1925—1927 гг. столицу перенесли в город Ак-Мечеть, переименованный в Кзыл-Орда, а с мая 1927 года — в переименованную в 1921 году в Алма-Ату столицу Семиреченской области России город Верный.
В 1925 году первым секретарём Казкрайкома был назначен известный деятель ВКП(б), один из организаторов расстрела царской семьи, по определению Якова Свердлова «форменный неврастеник» Филипп Исаевич (Шая Ицикович) Голощёкин. Историк В.Л. Бурцев, знавший Голощёкина лично, дал ему меткое определение: «Это типичный ленинец. Это человек, которого кровь не остановит. Эта черта особенно заметна в его натуре: палач, жестокий, с некоторыми элементами дегенерации. В партийном быту он отличался высокомерием, был демагогом, циником. Казахов он вообще за людей не считал».
Малый Октябрь
Должность первого секретаря Голощёкин занимал с октября 1925-го по 1933 годы. В первые два года своего правления (1925—1927 годы) он провёл в Казакской автономии т.н. «Малый Октябрь», когда у кочующих
по этим землям казахов отнимали скот и имущество, а самих под конвоем нарядов милиции направляли в «точки оседания». Под конфискации, проведённые весной и осенью 1928 года. Под конфискацию попали
11 260 хозяйств, у которых было отобрано около 4 500 000 голов крупного рогатого скота. По признанию самого Голощёкина, первоначальные замыслы были гораздо масштабнее – планировалось конфисковать
до 15 млн голов. Однако при утверждении плана конфискации 1928 года
в ЦК ВКП(б) и ВЦИК СССР Голощёкина одёрнули, и установили нормы:
400 голов — с кочевых хозяйств, 300 — с полукочевых, 150 — с оседлых.
Но скот, реквизируемый для колхозов, приходилось забивать на месте,
так как невозможно было прокормить собранные в одном месте большие стада и начался падёж. К 1933 году из 40 млн голов скота осталась примерно одна десятая часть. При том, что у казахов, привыкших вести кочевой образ жизни, скот был главным, а нередко единственным источником их пропитания.
Не поддаётся точному исчислению
В результате, в течение 1931—1933 годов по разным оценкам умерло
от 1 млн (оценка Роберта Конквеста) до не менее 3 млн (оценка директора Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова проф.
Х.М. Абжанова) казахов. Были и усреднённые 1,75 млн человек (оценка Абылхожина, Козыбаева и Татимова, 1989). Около миллиона казахов вынуждены были откочевать в сопредельные с Казакской АССР регионы Российской Федерации, в том числе, в Киргизскую АССР, Каракалпакскую АССР, Саратовский, Сталинградский, Средневолжский и Западно-Сибирский края, а также Оренбургскую, Челябинскую и Омскую области. Имели место откочёвки и в сопредельные союзные республики: Туркменскую и Узбекскую ССР. Но одна шестая часть коренного населения навсегда покинула историческую родину.
Согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов в СССР насчитывалось 3 968 289 человек. Согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1939 года — всего 3 100 949 человек. То есть за период
с 1926 года по 1939 годы после социалистических реформ численность казахов на территории СССР по официальным данным сократилось
на 867 340 человек, но их удельный вес в составе населения республики упал до 38%.
Более всего пострадали казахи на севере автономии. Там потери составили 879,4 тысячи человек или 74,5% от численности этноса в 1930 году. Более половины представителей этноса было потеряно в Восточном Казахстане — 410,1 тысяч человек или 52,3%. Западный Казахстан потерял 394,7 тысячи казахов или 45,0% этноса, Южный — 632,7 тысячи или 42,9%. Наименьшие потери были в Центральном Казахстане — 22,5 тысячи человек или 15,6% этноса данного региона. Более трети от указанных демографических потерь приходится на казахов, откочевавших с территории Казакской АССР в другие регионы СССР и за границу. Численность казахов в соседних с Казакской АССР регионах, увеличилась за межпереписной период 1926—1939 гг. в 2,5 раза и составила 794 000 человек, кроме того, около 200 тысяч казахов откочевало за рубеж — в Китай, Монголию, Афганистан, Иран и Турцию.
Справедливости ради следует отметить, что и другие народы, проживавшие на освоенных казаками территориях, также понесли значительные потери: украинцы — 200 000 человек или 23%, населявших местные земли, уйгуры — 27 000 человек или 43%, узбеки — 125 000 человек или 54%.
Согласно результатам последней Всесоюзной переписи населения
1989 года численность узбеков, которых не коснулись голощекинские реформы, составила 16 698 000 человек, а казахов — всего 8 136 000 человек.
Суд времени
Ашаршилык усугублялся жестким подавлением частями Красной Армии любой попытки избежать грабительской конфискации скота, который для большинства кочевников являлся единственным источником пропитания и выживания. Когда некоторые аулы и роды (племена) начали откочёвывать, пытаясь спасти свой скот, то на их перехват посылались отряды Красной Армии для уничтожения рода как «басмаческой банды». А советские пограничники останавливали попытки казахов переселиться в Китай пулемётным огнём. Но, тем не менее, сотни тысяч казахов смогли сбежать от голощёкинского голодомора в Поднебесную.
Начальник Казнархозучёта Мухтар Саматов (1894 — арестован в 1938 году ПП ОГПУ КССР, осуждён 28.02.1938 года по ст. 58-6, 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР к ВМН) по итогам переписи населения 6 января 1937 года, результаты которой спустя 10 дней были объявлены «вредительскими», сообщил в Центр, что население Казахстана уменьшилось всего…
на 971 тысячу человек. За такую статистику он был расстрелян, как и его непосредственный руководитель, начальник Центрального управления народно-хозяйственного учёта (ЦУНХУ), заместитель председателя Госплана СССР, доктор экономических наук Иван Адамович Кра́валь (1897 — арестован 31 мая 1937 года, 20 августа внесён в «расстрельные списки», 21 августа Военной коллегией Верховного суда приговорён к ВМН и
26 сентября расстрелян) и ответственный за подготовку и проведение переписи начальник Бюро переписи населения ЦУНХУ СССР Олимпий Аристархович Квиткин (1874 — расстрелян 28 сентября 1937). Остальные статистики ЦУНХУ в большинстве своём отделались лагерными сроками. А в Казахстане были расстреляны все областные и районные руководители нархозучёта.
По делам судим
Арестованный в апреле 1939 года бывший нарком внутренних дел
Н.И. Ежов в своих показаниях от 24.04 упоминает Голощёкина в качестве одного из своих гомосексуальных партнёров: «В том же 1925 году состоялся перевод столицы Казахстана из Оренбурга в Кзыл-Орду, куда на работу выехал и я. Вскоре туда приехал секретарем крайкома Голощекин Ф.И. (сейчас работает Главарбитром). Приехал он холостяком, без жены, я тоже жил на холостяцком положении. До своего отъезда в Москву (около 2-х месяцев) я фактически переселился к нему на квартиру и там часто ночевал. С ним у меня также вскоре установилась педерастическая связь, которая периодически продолжалась до моего отъезда. Связь с ним была, как и предыдущие взаимноактивная».
Автора голодомора в Казахстане Голощёкина арестовали 15 октября 1939 года. 13 ноября ему было предъявлено обвинение. В числе стандартных формулировок в сочувствии троцкистам, участии в антисоветской организации и подготовке террористического акта против членов ЦК ВКП(б), его обвинили в перегибах при коллективизации и педерастии.
Два года он провёл в следственном изоляторе. В итоге, правда, обвинение было предъявлено лишь по двум статьям Уголовного кодекса: ст. 58 п. 7 «Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы» и 154-а «Половое сношение мужчины с мужчиной (мужеложство)». 28 октября 1941 года вместе с другими высокопоставленными арестованными Голощёкин был вывезен на Барбошину Поляну вблизи посёлка Барбош под Куйбышевом (ныне — парк имени Ю.А. Гагарина в черте Самары — прим. авт.), куда
с приближением немецких армий к Москве были эвакуированы партийно-государственные органы и там (или не там) расстрелян и захоронен в общей могиле.
Финалом жизни после жизни «верного ленинца» стало решение послесталинской, но по-прежнему ленинской коммунистической партии и Советской власти. Постановлением Генеральной прокуратуры СССР
от 14 ноября 1961 года «невинно погибший» Голощёкин был реабилитирован «за отсутствием состава преступления», а на карте СССР — в городе Свердловске — появилась улица его имени.
***
В 2013 году Институтом демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины были опубликованы оценки демографических потерь в результате голода 1932—1933 гг. Избыточное количество смертей населения Украины составило 3 917 800 человек или 12,92%, России —
3 264 600 человек или 3,17%, Казахстана — 1 258 200 человек или 22,42%. Суммарно на всей территории СССР официально сверхнормативно умерли 8 731 900 человек или 5,42% населения.
Свою численность в территориальных границах 1926 года казахи смогли восстановить только к 1970 году и лишь к концу 1990-х они снова стали большинством на этнической территории.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!