Найти в Дзене
D_Kulibin

Что будет, если вовремя не заменить щётки на генераторе автомобиля.

По мере работы любого движущегося, крутящегося агрегата происходит износ его трущихся компонентов. Вот и в генераторе автомобиля есть токо - съёмные кольца на роторе, предназначенные для передачи электроэнергии от щёток к обмотке ротора. И сами щетки трущиеся по этим кольцам, на которые подаётся напряжение с переменным по силе током от реле зарядки или интеграла. Кольца изготавливают обычно из меди или латуни, они довольно прочные к истиранию. Щётки делают из графита или медно - графитовой смеси, они мягкие, это сделано для того, что - бы щётки гораздо проще поменять на генераторе при их износе, чем кольца на генераторе, а также при истирании щётки приобретают необходимую форму прилегания к кольцам ротора, для хорошей электро - проводимости. Однако при сильном износе щёток возникает неприятный эффект, щётки частично перестают доставать до колец ротора. Не возможно сделать идеально крутящийся вал ротора, всегда будет небольшое биение, оно может увеличиваться в процессе эксплуатаци
Полный износ колец, под замену, сложно, дорого, долго, неудобно.
Полный износ колец, под замену, сложно, дорого, долго, неудобно.

По мере работы любого движущегося, крутящегося агрегата происходит износ его трущихся компонентов. Вот и в генераторе автомобиля есть токо - съёмные кольца на роторе, предназначенные для передачи электроэнергии от щёток к обмотке ротора.

Токо -приёмные кольца, износ не значительный, под проточку
Токо -приёмные кольца, износ не значительный, под проточку

И сами щетки трущиеся по этим кольцам, на которые подаётся напряжение с переменным по силе током от реле зарядки или интеграла.

Хорошее состояние щёток. Графитовые.
Хорошее состояние щёток. Графитовые.

Новая щётка генератора, медно - графитовая.
Новая щётка генератора, медно - графитовая.

Кольца изготавливают обычно из меди или латуни, они довольно прочные к истиранию. Щётки делают из графита или медно - графитовой смеси, они мягкие, это сделано для того, что - бы щётки гораздо проще поменять на генераторе при их износе, чем кольца на генераторе, а также при истирании щётки приобретают необходимую форму прилегания к кольцам ротора, для хорошей электро - проводимости. Однако при сильном износе щёток возникает неприятный эффект, щётки частично перестают доставать до колец ротора. Не возможно сделать идеально крутящийся вал ротора, всегда будет небольшое биение, оно может увеличиваться в процессе эксплуатации, по мере износа подшипников скольжения самого генератора. Для того, чтобы контакт щёток и колец был всегда надёжный ввели пружины, которые создают постоянное давление на щётки и соответственно на кольца ротора этих щёток. Однако, при сильном износе щёток, давление пружин становиться не достаточно и между щёткой и кольцом возникает пустое пространство. Оно не заметно обычным взглядом. Но если снять в замедленном состоянии, то можно это увидеть. Это пространство оказывается заполняется электрической дугой, можно сказать плазмой. Она то и начинает "выедать" кольца ротора. Возникают очень сильные износы. И если вовремя не заменить щётки, то потом уже бесполезно менять их.

Полный износ колец, медь вывалилась лохмотьями.
Полный износ колец, медь вывалилась лохмотьями.

Во первых: всегда сильное биение колец, так называемый эллипс набивается. Во вторых возникает неравномерное углубление на кольце, которое старая щётка заполняла собой, приняв точно такую же форму, а новая ещё не притёрлась к той форме начнёт плохо "контачить", а значит плохо передавать энергию для ротора. В следствии чего будет происходить не дозаряд. И новая щётка ухудшит состояние колец, тем, что она ещё не при тёрта к этой выработанной ранее канавке на кольце, будет электро - дугой "выжирать" ещё сильнее кольцо. Если сняли и увидели, что щётки не сильно изношены, их пора уже менять, надо обязательно заглянуть и увидеть состояние токо - съёмных колец. Можно даже пальцем залезть и провести по кольцам, если есть износ вы почувствуете это. Если есть износ вам придётся снять генератор. И лучше это сделать, не полениться, потом будет намного дороже стоить. Разобрав генератор и убедившись, что есть износ колец первое:

_небольшой, не более 1-1.5мм, несём к токарю. Хороший специалист правильно выставит ротор в с танке и проточит кольца, убрав износ и
все биения.

Такой износ можно самому шкуркой почистить, но лучше к токарю в станок, надёжнее!
Такой износ можно самому шкуркой почистить, но лучше к токарю в станок, надёжнее!

_Износ более этих значений, тоже можно попробовать проточить, но обычно только под замену, либо самого ротора( раньше было очень проблематично найти), поэтому делали запрессовку колец. Опытный токарь сможет это сделать, проточить старые, не повредив места пайки концов катушки возбуждения ротора. Выточить необходимые новые и напрессовав их на старые снова проточив уже всё в сборе. На всякий случай, в нескольких точках делаем пайку со старыми кольцами, для улучшения проводимости электрического тока.

Не надо ждать, когда почувствуете, что ухудшилась зарядка, делайте профилактику заранее, это не сложно практически на любой модели,

Редко попадаются генераторы на которых, чтобы снять щётки надо разобрать генератор, например такой.

Щётки внутри, под разбор всего генератора.
Щётки внутри, под разбор всего генератора.
Щётки внутри, под разбор всего генератора.
Щётки внутри, под разбор всего генератора.

Снять и убедится, что надо менять щётки или ещё походят. Обычно они довольно длинные 18-20мм

Новая щётка генератора 19мм
Новая щётка генератора 19мм

и выступают от края пластмассового щётко - держателя на ~15мм

14мм, практически новые.
14мм, практически новые.

Около, меньше 8мм не стоит эксплуатировать.

Практический полный износ
Практический полный износ

Не равномерный износ, нужна замена щёток, проверка колец.

Одна выработалась другая ещё пригодна.
Одна выработалась другая ещё пригодна.

Во всём нужна профилактика, не надо ждать пока развалится окончательно.