Валерии 25 лет. Не так давно тамбовчанка переехала в столицу ради работы. Казалось бы, ничего особенного – так поступают многие. Но Лера сделала это через пять лет реабилитации после тяжелой травмы, на коляске. Сегодня она работает в офисе, где создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями, а у её коллег и работодателя нет стереотипа, что травма ей мешает в профессиональной сфере.
Взяла время на переосмысление
В жизни Валерии всегда было много динамики. Учёба, встречи с друзьями, прогулки, путешествия... После травмы внутренне она не поменялась. Интересы всё те же, просто пришлось привыкать к новым обстоятельствам.
В трудный момент поддержали друзья и родные. Преподаватели и сокурсники помогли окончить университет. Валерии снова хотелось динамики, насколько это было возможно. Хотелось найти работу по душе.
- Я не «выпадала из жизни», просто взяла время на переосмысление. Дома читала книги, смотрела фильмы. Много времени проводила с родными, - вспоминает девушка. – Ездила на реабилитацию. Путешествия и сейчас люблю. Правда, каждую поездку нужно планировать до мелочей.
Многие её знакомые с ограниченными возможностями хотят быть примером для других людей с инвалидностью. Доказать, что жизнь продолжается; изменить отношение к людям с инвалидностью в обществе. Лера уточняет: в отличие от многих других она не хочет ничего доказывать.
- В какой-то момент я поняла, что стану счастливой, только если реализую свои карьерные потребности. Я хочу ходить каждый день на работу, заниматься чем-то интересным, - говорит Валерия.
Рискнуть ради мечты
Девушка узнала о конкурсе «Путь к карьере», который проводит общественная организация инвалидов «Перспектива». Конкурс помогает молодым специалистам с инвалидностью найти работу мечты в крупных российских и международных компаниях.
После подачи заявки с каждым участником проводится интервью, по итогам которого конкурсантов приглашают для дальнейшего обучения и финальных испытаний. Валерия не скрывает, что участие в конкурсе для неё было рискованной затеей. «Перспектива» - организация в Московской области. По сути, конкурс ориентирован на жителей Москвы и Подмосковья.
- В какой-то момент я даже начала отказываться от участия, и организаторы буквально убедили меня остаться. Они говорили, что, кроме денег на проживание в Москве, я ничего не потеряю, но приобрету опыт, - рассказывает Лера.
На тренингах ребятам рассказывали о рынке труда и тайм-менеджменте, объясняли, как правильно одеваться и публично выступать. На финале у каждого участника было всего пять минут для самопрезентации перед работодателями.
Валерия вспоминает, что выступала с высокой температурой, что не помешало ей занять первое место и получить заветную должность. Сейчас, по её собственному признанию, у неё совсем другая жизнь. После почти четырёх лет в ограниченном пространстве девушка как будто начала познавать мир заново.
Поменьше удивлённых взглядов
Подразделение, в котором работает Валерия, занимается средствами для волос. Должность девушки подразумевает сбор и анализ информации, написание промо-постов в соцсетях. Лера уточняет: ей помогает опыт в журналистике, на который нередко приходится накладывать новые знания в сфере маркетинга и пиара.
- Идут споры, как правильно называть людей с ограниченными способностями. Лично мне не нравится, когда говорят «инвалид». «Человек с инвалидностью» - вариант лучше. В первую очередь мы говорим о человеке. Он может быть мечтателем или прагматиком, работягой, лентяем, злым или добрым – и его определяет это, а не инвалидность. Она просто у меня есть. И я использую коляску для передвижения, - Валерия, сотрудница одной из московских фирм.
В их компании работают и другие ребята с инвалидностью. В том числе и на колясках. Офис приспособлен для людей с особыми потребностями и в коллективе ребят ценят и знают как специалистов и надёжных товарищей. Столица в плане доступности удобнее, чем провинциальный Тамбов: переехав, девушка смогла гораздо чаще бывать в кино и на выставках, да и просто встречаться с друзьями вне дома.
- Хотя бывают неприятные моменты. Как-то пошли с подругой в модное арт-пространство. Там удобный вход, нет ступенек. Но когда дошло дело до «дамской комнаты», оказалось, что коляска не проходит в дверь... Пришлось буквально повиснуть на подруге, чтобы пройти в это помещение, - вспоминает Валерия.
Лера на мгновение задумывается, а после выдаёт фразу, вполне достойную стать формулой обустройства доступной среды для всех:
- Мне кажется, в обществе изменится отношение, когда перестанут людей делить на категории. Когда условную Машу на коляске не будут в разговоре упоминать, как «Машу на коляске». Когда коляска станет только способом передвижения. Но пока у нас плохо с доступностью, люди не привыкнут, что таких Маш вокруг может быть больше, чем они думают. Ответственно за доступность не только государство, многое зависит от простых людей, от их отношения, взглядов на мир. Хочется, чтобы люди перестали делить всех на «таких» и «не таких». Поменьше удивлённых взглядов, сожалеющих вздохов и любопытства, побольше добрых дел - и всё наладится.
Текст и фото Юлия Новикова
Если вам понравилась статья, жмите лайк, оставляйте комментарий и подписывайтесь на канал «Притамбовье».