Каждый месяц поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» в Новосибирске ищет десятки людей, не вернувшихся домой по самым разным причинам. К сожалению, среди пропавших есть и маленькие дети и подростки. ЧС-ИНФО узнал, что становится причиной их пропажи.
Только за август и сентябрь этого года добровольцам отряда «Лиза Алерт» поступило 115 ориентировок, почти четверть из них – заявки на поиск несовершеннолетних детей, преимущественно — подростков.
«Детей в возрасте от 12 до 18 лет мы по-доброму, ласково называем “бегунками”. Возраст очень сложный, это подтвердит любой психолог, работающий с детьми, любой педагог из учебного заведения. И этот период времени сложен и для детей, и для их родителей. Да, действительно, дети иногда уходят из дома. Тенденция? Нет. Это было всегда, во все времена. Просто раньше об этом молчали. Уход ребенка из дома – это крик ребенка о том, что проблема есть. Это такой призыв обратить на него внимание», – рассказывает руководитель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в Новосибирске Алеся Яблонских.
За каждым пропавшим ребенком, говорит Алеся, стоит своя история, так что одинаковых поисков не бывает – и среди детей, и среди подростков. Получая заявку на поиск ребенка, добровольцы отряда общаются не только с родителями пропавшего, но и с соседями, педагогами, друзьями.
«Собирая информацию, мы знаем все о детях и родителях, знаем, почему ребенок ушел из дома. И это «почему» иногда отличается от объяснения родителя: говорят «я вчера поругал его за двойки, и он сегодня из дома убежал», а мы выясняем другую реальную причину, и она бывает порой глубоко спрятана в ребенке. Когда мы разбираемся в причине, у нас больше шансов найти ребенка: будет он прятаться в темном доме или будет болтаться по улицам, будет посещать крупные торговые центры, чтобы затеряться в толпе, или найдет кого-то, кто его приютит», – продолжает Алеся.
Спрашивая родителей про их пропавшего ребенка, добровольцы часто сталкиваются с тем, что им нечего рассказать о нем, кроме одежды, в которой он ушел, отмечает доброволец: «Порой родители не в состоянии ответить на вопрос, чем увлекается ребенок, с кем он дружит». В этом часто и кроется причина ухода из дома.
«Родителям надо быть внимательнее: чуть больше уделять внимания детям, чуть меньше гаджетам – это и на улице, когда вы гуляете с маленькими детьми, это и дома, когда в соседней комнате находится 14-летний ребенок, а ваше внимание – в компьютере . Вы знаете, что происходит в кино или игре, но не знаете, что происходит в реальной жизни у вашего ребенка. И тогда возникает проблема», – считает руководитель отряда.
Глаза – в телефоне, ребенок ушел
Увлечение гаджетами, к сожалению, становится причиной не только недопонимания с детьми-подростками, но и пропажи маленьких детей. Например, в августе самыми маленькими «потеряшками» стали двухлетние дети – один из них пропал на детской площадке. Даже самый спокойный ребенок может уйти со двора или свернуть за угол и потеряться, пока родители отвлечены.
«К сожалению, основной причиной являются гаджеты: звонок по телефону, переписка в мессенджерах, новостные ленты – и родители отвлекаются. Глаза уходят в телефон, в какой-то момент глаза поднимаются, а ребенка нет. Дети не знают, что такое страх, не понимают, какие опасности их ожидают. В какой-то момент, заигравшись, они забывают об этих опасностях: побежал за котенком, ловил бабочку… Здесь работает фраза “отвернулся буквально на минуту”», – говорит Алеся.
Избежать неприятных ситуаций с потерей ребенка помогут разговоры, считает руководитель поисково-спасательного отряда: дети должны понимать, почему нельзя уходить без родителей и что надо предупреждать, уходя в соседний двор, знать, какие действия предпринимать. Например, не убегать как можно дальше, а остановиться и поискать кого-то, кто мог бы сообщить в полицию.
Кстати, по словам Алеси Яблонских, с начала 2019 года добровольцам поступило уже 360 заявок на поиск пропавших людей всех возрастов, а за весь 2018 год – 430. Уже сейчас понятно, что к концу года количество ориентировок перешагнет прошлогодний уровень.
«Сейчас в нашей группе можно увидеть большее количество ориентировок, чем в предыдущие годы. Но если взять статистические данные правоохранительных органов, то видно, количество подростков, не вернувшихся домой и заявленных в розыск, примерно одинаково каждый год. Просто наш поисковый отряд в последнее время набирает популярность, и большее количество людей обращается к нам за помощью. Это не значит, что больше детей стало уходить из дома», – объясняет руководитель отряда.
Отметим, из 115 пропавших в августе и сентябре человек, в поисках которых участвовал отряд, 12 найдены погибшими, а двое не найдены до сих пор. Детей среди них нет (самому молодому — 25 лет) – рядом с ориентировками на несовершеннолетних стоит отметка «найден живым».
Валерия Шаньгина, ЧС-ИНФО