Найти тему
Медиабревно

Незваный гость хуже шведа

Как Швеция начала развивать тюремно-индустриальный комплекс

Я всегда думал, что законы создаются для того, чтобы создать больше преступников. А если преступники создаются, значит это кому-нибудь нужно! Когда США понадобилось отправить чернокожее население за решетку, правительство немедленно создало для этого новые законы, а старые ужесточило. Было смешно, когда Барак Обама посоветовал чернокожим подтянуть штаны, а сам отправлял черных молодых людей за решетку тысячами – просто за то, что они черные!

Соединенные Штаты до сих пор развивают свой тюремно-индустриальный комплекс, и кажется, что пример с них взяла Швеция – отправляя в тюрьму невинных белых молодых людей. Я узнал об этом из заметки на Colta, проплаченной самой Швецией. Вся планета должна знать, что у Швеции все хорошо с промышленностью. Не так давно шведы ввели закон об «изнасиловании по неосторожности» (о чем и рассказывает заметка с тем же заголовком). Я думал, что это только залет может быть по неосторожности, а секс по неосторожности – это уже оксюморон. Однако если хочешь кого-то подвести под статью, то всегда найдется и закон.

Швеция обычно представляется как такой идеал социал-демократии, однако я видел недавно в свежем выпуске The Syllabus Евгения Морозова ссылку на академическую статью о росте неравенстве в стране. Учитывая высокий уровень самоубийств, кажется, что за благополучным фасадом не все так благополучно. (Не удивлюсь, если скоро, даже чтобы убить себя, придется расписаться в какой-то амбарной книге и заплатить пошлину.) Чем больше законов создается, тем меньше свободы имеют граждане. Чем больше регламентирована жизнь граждан, тем предсказуемее она, а граждане, якобы получая гарантии безопасности и благополучия, оказываются неспособны изменить не только будущее, но и настоящее.

Чем больше регламентирована жизнь граждан, тем предсказуемее она, а граждане, якобы получая гарантии безопасности и благополучия, оказываются неспособны изменить не только будущее, но и настоящее.

В заметке рассказывается, как некто Стен через Tinder познакомился с некой Юханной, приехал к ней в город (что наверняка составило расстояние меньше, чем от Котельников до Строгино), согласился, что никакого секса не будет, но потом секс – по неосторожности – все же был. За это Стен получил два с небольшим года зоны. (Учитывая, что тюрьмы в Швеции – это санатории, может быть, он просто хотел пару лет отдохнуть и поправить здоровье?)

Все в этой истории указывает на то, что скоро наступит конец секса (см. мою заметку «О ютьюбизации реальности»). Знакомство через тиндер уже говорит о том, что Стену не стоило идти на поводу у алгоритмов. Приложения для знакомств создают иллюзию единения, хотя на самом деле лишь способствуют атомизации человека. Атомизация доходит до такого уровня, что когда Стен уже был дома у Юханны, она не сказала ему, а написала ему. Это уже должно было насторожить его: какой человек будет тебе писать, находясь на расстоянии метра? Стен должен был насторожиться и еще до выезда, когда «жертва» написала ему, что секса не будет. Оставался бы дома, смотрел YouTube. Когда же «близость» случилась, то Юханна «оцепенела», не в силах отказать, но потом позволила остаться ему дома (видимо, позволила тоже «по неосторожности»). Всю эту историю можно описать в несудебных терминах, как «не хочешь еб@ться, не мучай людей».

Очевидно, что такой закон сделает любой секс совсем ненужным. Кто хочет проблем на свою ж@пу? Даже если эта ж@па потом окажется в санатории.

Ray Garraty