Найти тему
Нечехов

Вдохновение: стоит ли ждать?

По плану я должна была закончить третий детектив серии «Фокусник» три месяца назад. Но книга все еще далека от финала. Меня то и дело спрашивают: «Когда можно будет почитать?» А у меня нет другого ответа, кроме отговорки: «Жду вдохновения!»

Откуда берется вдохновение

Хотя бы один раз в жизни вдохновение посещает каждого. В такие моменты мы словно выходим из своих границ, легко и быстро делаем то, на что в обычных обстоятельствах требуется множество времени и сил. А полученный результат удивляет и радует: неужели это я сделал?

Приманить вдохновение мечтают все писатели. И некоторые проводят многие дни и недели в безуспешном ожидании. Вдохновение — самая мифологизированная сфера творческого труда. В античности его персонифицировали с Музами, девятью богинями-сестрами, по одной на каждый вид искусства и науки. В средние века вдохновение связывалось с сошедшим на творца Святым духом. В любом случае, вдохновение воспринималась как нечто внешнее и независящее от воли человека.

Это прочно закрепилось в коллективном человеческом сознании и породило удивительно живучие мифы об отношении творчества и вдохновения.

Какие мифы мешают писать

~Миф 1. Вдохновение приходит извне и само по себе.~ На деле вдохновение — мгновение ясного видения или как его еще называют озарение или инсайт — является одним из этапов цепочки творческого процесса и происходит при условии прохождения автором предыдущих этапов. Всего творческий процесс по мнению большинства исследователей состоит из пяти стадий: подготовка — инкубация — инсайт — оценка — доработка. Но из-за яркости и драматической силы — внезапно, «из ничего» возникает идея, решение — из этой цепочки выделяется именно инсайт, озарение или вдохновление и возносится на пьедестал, а остальные как менее эффектные, хоть и обязательные звенья цепи незаслуженно остаются в тени.

~Миф 2. Вдохновение — признак таланта, а нет вдохновения — значит ты бездарность.~ Этот миф является предметом частых терзаний авторов: достаточно ли талантлив я, чтобы создать хорошее произведение? Работа признанных авторов представляется им постоянным потоком вдохновения, а не тяжелым ежедневным трудом, как есть на самом деле. Развенчать этот миф помогают дневники, письма великих писателей, в которых запечатлено, что за созданием текстов стояли сомнения, труд, терзания, а вдохновение было редкой наградой за упорство.

~Миф 3. Текст, написаный в состоянии вдохновения, обладает уникальностью и чуть ли не мистической силой и обязательно заслужит признание и любовь у читателей.~ Этот миф держится на идее о божественном происхождении вдохновения. На деле сила текста определяется увлеченностью автора темой, его владением писательскими инструментами, вложенным трудом в проработку и шлифовку текста и попаданием в чаяния аудитории. А совершенно уникальных историй не существует, все творцы, включая Гомера и Шекспира, заимствовали свои произведения у других авторов.

~Миф 4. Для вдохновения нужны особые условия, свобода от ограничений и рамок.~ Многим пишущим людям знаком синдром боязни чистого листа: когда мучительно сложно начать работу и найти первую фразу. Но как только появляются ограничения, например, написать максимальное количество слов за ограниченное время, лист заполняется без оглядки на первую фразу. В конце концов, ее можно потом и перепридумать.

~Миф 5. Вдохновение можно спугнуть, потерять или растратить.~ Действительно, концентрация необходима на определенном этапе творческой работы. Но также важно отвлечение, расслабление и переключение. По сути они перемежаются на разных стадиях творческого процесса. Подготовка требует концентрации, инкубация подразумевает отвлечение, инсайт включает концентрацию, оценка идеи допускает расслабление, а доработка текста опять связана с концентрацией. Такая цикличность обеспечивает постоянный возобновляемый приток вдохновения.

-2

Как самому включать «режим творца»

Не правда ли все вышесказанное чудовищно скучно, как любая правда и разочаровывает, как разоблачение фокуса. Этот похоже на то, как будто Дарвин вышел на ринг против Геракла. Наши симпатии будут скорее всего на стороне героя древнегреческих мифов. Но в качестве утешения за разрушенные иллюзии я поделюсь способами активировать своего внутреннего творца.

Способ 1. Работайте без вдохновения. Такой совет дают знающие люди. Мне нравится цитата фотохудожника Чака Клоуза: «Вдохновение для дилетантов, остальные просто работают». Я скажу поэтически: возделывайте свою грядку, и тогда на ней зацветут цветы вдохновения.

Способ 2. Назначайте Музе встречу за своим рабочим столом и не пропускайте свидание. В прекрасном фильме Жако Вандермеля «Господин Никто» есть сцена когда разлученные возлюбленные уславливаются встретиться каждую неделю у маяка. И только благодаря отчаянному упорству героя, который неделю за неделей на протяжении многих лет неизменно был в назначенном месте, чудо встречи произошло.

Способ 3. Вдохновляйтесь от других творцов. Произведения искусства, истории жизни и творчества ваших излюбленных авторов помогают войти в творческое состояние. Лично мне очень помогает природа — самое гениальное творение.

Способ 4. Используйте подсознание. Заходя в тупик, сформулируйте вопрос, на который пока нет ответа, и отвлекитесь на другое дело или проблему, давая мозгу передышку. В особо сложных случаях подключайте измененные состояние сознания (сон, медитация, любовь). Ваше подсознание может разрешить самый удивительный парадокс элегантным способом и подарить настоящее озарение.

Главное отличие настоящего писателя от несостоявшегося: первый работает, а второй ждет вдохновения.

А какие у вас отношения с вдохновением?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц