Найти тему
Аксакал Медиа

Листья на ветру. Депортация народов

Оглушителен крик реки:
- Посмотри! Земляки уходят.
Туго стянуты башлыки.
И бредут они тихо-тихо,
И вода пожирает их след...
Ни нашествия нет, ни ига,
Есть земля... А народа нет!
Ю. Лакебрай "Исповедь убыха»

В священных книгах любой религии часто повторяется одна мысль: «Самые тяжелые испытания посылаются тем, кому это по силам». Гонимый человек, даже совершивший преступление, когда-нибудь вызовет жалость. Что вызывает в сердцах людей, ни в чем не повинный, гонимый народ? Народ, вся «вина», которого заключается в его малочисленности.

Когда мы говорим на эту тему, то в первую очередь, вспоминаем о самом гонимом, во все времена, народе – евреях. Хотя, невозможно даже представить современный мир без изобретений представителей этого народа. В любой области: науки, медицины, искусства, культуры, первое место занимают евреи.

В далекие от нас времена на Земле происходило «великое переселение народов», прекрасно описанное Н. Гумилевым. Это была целая эпоха, когда народы меняли ареал своего проживания в поисках лучшей земли или под влиянием каких-либо других объективных факторов.

В ХХ веке переселение народов, увы, не закончилось. Но, теперь оно стало не только насильственным, но проводилось в экстренном порядке и по субъективным причинам. На все сборы жителям давалось от 2 часов до 10 дней. «Разделяй и властвуй» - лозунг, прозвучавший еще на заре возникновения цивилизаций, повторился.

Особое место в истории депортаций народов России занимают евреи. В 1920-х годах были созданы специальные организации, которые занимались проблемой "земельного устройства" еврейского населения. Идея автономии была осуществлена лишь после определения территории на Дальнем Востоке (станция Тихонькая, Биробиджан).

Переселение началось с 1928 года и мотивировалось необходимостью освоения новых экономических районов. В 1936 году область, готовилась принять первую группу еврейских переселенцев-иностранцев. Это было связано с социально-политической чисткой населения присоединенных к СССР западных регионов Молдавии, Украины, Белоруссии и стран Балтии. Среди спецпоселенцев из числа польских граждан (177 тысяч человек) в апреле 1941 года евреи составляли ровно треть.

Массовые депортации начались до второй мировой войны и не с "коренных" народов. За 1937-1938 годы в Казахстан прибыло 21064 "хозяйства переселенцев" - корейцев, иранцев, тюрок, армян, курдов. В отличие от национальных депортаций 1940-х годов переселенцам предоставлялась возможность реализации имущества в десятидневный срок.

Так выселялись в 1940 году "граждане «инонациональностей", к которым был проявлен дифференцированный подход: финны, эстонцы, латыши, норвежцы, литовцы, шведы (7 тысяч человек) переселялись в Карело-Финскую ССР, а немцы, поляки, китайцы, греки, корейцы и другие выселялись в Алтайский край (2 тысячи человек). За 8 дней до начала войны был утвержден план выселения семей бывших фабрикантов, помещиков и членов буржуазных правительств из Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии (23 тысяч семей, более 77 тысяч человек)

Затем депортации подверглись российские немцы из Поволжья. В Указе от 28 августа 1941 года, утверждалось, что среди немецкого населения Поволжья "имеются десятки тысяч диверсантов и шпионов", поэтому советское правительство "для предупреждения серьезных кровопролитий вынуждено принять карательные меры" и переселяет немцев в "изобилующие пахотной землей районы Новосибирской, Омской областей. Алтайского края, Казахстана и др." С августа 1941 по 1942 год депортации были подвергнуты лица немецкой национальности со всего Союза. Всего 1210 тысяч человек.

2 ноября 1943 года, была ликвидирована Карачаевская автономная область. Она была поделена между Грузией, Ставропольским и Краснодарским краем. Было депортировано 79 тысяч человек карачаевцев (97,1%), 54% которых составляли дети, а среди 18% мужчин преобладали, по вполне понятным причинам, старики и инвалиды. Карачаевцы были выселены в Казахстан, Киргизию, районы Сибири и Дальнего Востока. Более 27 тысяч погибли, из них 70% составляли дети. С этого момента на Кавказе закрутился маховик красного террора против целых народов.

Своим черным днем калмыцкий народ считает дату 28 декабря 1943 года, когда народ был депортирован для расселения в Сибири и на севере как изменник и предатель - преступным был объявлен этнос в целом. Все солдаты и офицеры калмыцкой национальности были направлены в Астрахань и переданы НКВД, который вывез офицеров в Ташкент и Новосибирск, а рядовых направил на строительство гидроэлектростанции в Пермской области. Потери населения среди калмыков составили более половины его общей численности.

31 января 1944 года вышло Постановление о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. Вот как описывает выселение чеченцев и ингушей один из очевидцев тех событий И. Тихонький: «Вечером 23 февраля 1944 года красноармейцы развели огни на площадях аулов и начали пение и танцы. Жители аулов собрались на это торжество, как зрители. Когда собралось большинство жителей, были арестованы все мужчины. Вся акция была проведена в 2-3 часа». В течение 24 часов поголовно все население Чечено-Ингушской республики арестовывается - начинается его погрузка в товарные эшелоны для отправки в неизвестном направлении. Позже они узнали, что путь их лежит в голые степи Казахстана. 23 февраля 1944 года под крики «Спасибо, Сталин!» НКВД выселило не только чеченцев и ингушей из Чечено-Ингушетии, но и чеченцев-аккинцев из Дагестана.

5 марта появляется новое Постановление о выселении балкарцев из Кабардино-Балкарии в Казахстан (25 тысяч человек) и Киргизию (15 тысяч человек). В тот же день республику наводнили военные. Населению было разъяснено, что войска прибыли для отдыха и пополнения перед предстоящими боями. Солдаты и офицеры были встречены гостеприимно, население выносило угощения. 8 марта с раннего утра прозвучали резкие окрики и грозные приказы. В октябре 1945 года в районах вселения числилось около 33 тысяч балкарцев, переданных как рабочая сила в систему наркоматов и расписанных как крепостные.

Из Грузии - Месхетии и Ахалциха - были высланы из 220 поселений турки-месхетинцы и хемшины (более 92 тысяч человек). С тех пор они пребывают в положении "временных" жителей в различных районах бывшего СССР и вернуться в Грузию им не разрешают.

С Северного Кавказа высылались не только представители тех народов, которые подлежали этнической депортации, но и других этносов. Среди 1600 спецпоселенцев были: кумыки, аварцы, дагестанцы, абазины, тавлины, осетины, ногайцы, даргинцы и др.

Депортации были разного рода. Высылка народов Кавказа в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию была репрессивной в отличие от "просто" насильственной депортации, которые проводились на Кавказе после "высылки" народов. На освободившиеся территории переселялись, того не желая, соседние народы, бросая не только родовое место жительства, но и привычную среду обитания (так переселялись лакцы на место выселенных чеченцев-аккинцев). «Аккинцы» происходит от слова «Акки» или «Аух» - древнее название земель в междуречье Терека и Сулака, где жили предки чеченцев еще с начала новой эры.

В 1943 году был создан Ауховский район Дагестана - для компактного проживания чеченцев-аккинцев, но в 1944 года их «компактно» выселили в Среднюю Азию (из 37 тысяч - 20 тысяч погибли в ссылке). В июне Ауховский район был переименован в Новолакский. Получили новые имена и все селения, из которых выселили аккинцев.

Жители 24 лакских аулов (более 1200 хозяйств) были „переселены" на равнинные земли, где климат и условия жизни совершенно иные. В тяжелых и непривычных условиях переселенцы - старики и дети стали умирать от болезней. В 1944 году в Новолакском районе родилось 54 ребенка, а умерло 693 человек.

В 1944-1947 годах в селах переселенцев умерло более 2000 человек т. е. более 30 % населения. На сегодняшний день из 24 бывших лакских аулов жители 6 аулов полностью вымерли. Их дома разрушены (26 сёл частично и 18 полностью: Арчута, Ахар, Буртни, Варай, Вилтах, Дучи, Курхи, Марки, Ницовкра, Сундаралу, Турчи, Тухчар…)
В целом, весной 1944 года жители 224 дагестанских аулов вынужденно (114 полностью, а из 110 - частично) в количестве 65 тысяч человек были перевезены в освободившиеся после выселки села.

А на фронте сражались сыновья и отцы тех, кого безжалостно лишали родных очагов. Они отдавали свои жизни за Родину, ту, которая лишила их родного дома, куда они клятвенно обещали вернуться с победой. Родину, где они получили имя деда или прадеда и несли его достойно, пока вражеская пуля не прервала их жизнь. Изгнанные из родных мест люди, ни одним словом не обмолвились в письмах на фронт, о том, как с ними обошлись. Похоронки не обходили стороной эти народы. Письма шли дольше, а похоронки намного быстрее, как будто для них специально сократили путь.

Разделение народов продолжалось и после войны. Ногайская степь была рассечена указом от 1957 года на три части, вошедшие в состав Ставрополья, Чечено-Ингушетии и Дагестана. Восстановление ликвидированных автономий Кавказа подвергли ногайцев бескровной репрессии. 40% всех ногайцев живет в Дагестане - это самое крупное расселение по численности и занимаемой площади.

Проблема возвращения домов тяжелейшая - она упирается в другую: а куда девать «насильственно переселенных», тех, кто прожил на новом месте уже десятки лет? Прошло более 65 лет, выросло три поколения. Теперь восстанавливают «справедливость» и опять по живому. Печально, но решения по этому вопросу, чтобы не затронуть незаживающую рану, нет и быть не может.

В 1993 году в Дагестане вышло Постановление № 28 о переселении (опять!) лакцев из Новолакского района на новые земли, а в их дома возвращать аккинцев, по принципу: сколько новых домов выстроят для лакцев, столько старых домов получат чеченцы. Предстояло переселить 9 сел (построить 9 населенных пунктов) и 3300 хозяйств. Завершение программы намечалось на 1996 год. К 2005 году на новых местах построено 580 домов (для 1500 человек). А возвращено домов 10…

Много горя и страданий перенесли эти народы. И если было «время разбрасывать камни», то не настало ли сейчас «время собирать камни». Вспомним о незаслуженно гонимых народах, поклонимся их памяти.
Почему бы не поставить памятник покинутым и разрушенным поселениям, например лакцев. Памятник, изображающий ветку дерева на фоне гор, сгибающуюся под ураганным ветром и роняющую 44 листа (грустное совпадение: количество аулов и год их разрушения). Может откликнуться лакцы, потомки жителей, разрушенных аулов, земли их предков. Ведь Память это не только наше будущее, но, что гораздо важнее - это наше будущее.