Найти тему
Индустриальный турист

Серый пояс Санкт-Петербурга - что с ним делать?

Оглавление

Серый пояс - это явление, возникающее в ходе активного развития города: город разрастается и доходит до бывших окраин, где ранее активно строились промышленные сооружения. В связи с этим, в центре города образуется "пятно" из заводов, не успевших переместить свои цеха за пределы города.

Серый пояс Санкт-Петербурга, фото взято с сайта oko-planet.su
Серый пояс Санкт-Петербурга, фото взято с сайта oko-planet.su

В Петербурге серый пояс образуется со всех сторон города, но основная его часть расположена на юге и на севере города. Промышленный пояс Петербурга сформировался в начале 20 века. Он представлял собой заводы, построенные на окраине города (на тот момент это был район Обводного канала и правый берег Невы).

Однако, время шло, и уже в 30-40-х годах границы города сдвинулись (особенно на юге), и бывшие промышленные окраины оказались чуть ли не в центре города. А в послевоенные годы, когда Ленинград стал активно застраиваться типовым жильём, серый пояс ещё сильнее вошёл в центр города, где он расположен и в наши дни.

Я предлагаю поподробнее рассмотреть так называемый "серый пояс" и поразмыслить о том, как можно или нужно решать эту проблему.

Серый пояс в районе Обводного канала

Многим людям не нравится Обводный канал как раз по причине того, что по нему сплошным рядом проходит промышленная зона, сформированная ещё в начале 20 века. Но, как по мне, это как раз таки и делает этот район любопытным и самобытным - дореволюционная промышленная архитектура из красного кирпича - это очень красиво и ценно с исторической и архитектурной точки зрения.

Именно поэтому большую часть домов в этом районе нельзя просто взять и снести - их нужно реновировать, причём делать это с умом. К примеру, на набережной Обводного канала расположен один из самых известных заводов Петербурга - Красный Треугольник. Когда то он был самым большим в Петербурге, но сейчас он прекратил своё существование, а опустевшие здания ждут, что в них вдохнут жизнь, придав им новую функцию. Сносить его было бы огромной ошибкой - завод это часть города, его истории.

Красный треугольник в наше время находится в довольно печальном состоянии и используется не по назначению - под склады и офисы. Пожалуй, городу стоит задуматься о том, чтобы отремонтировать завод и превратить его в полноценный бизнес-центр.
Красный треугольник в наше время находится в довольно печальном состоянии и используется не по назначению - под склады и офисы. Пожалуй, городу стоит задуматься о том, чтобы отремонтировать завод и превратить его в полноценный бизнес-центр.

Существует несколько подходов к реновации заводов в районе Обводного канала:

  • Сфокусироваться на строительстве общественных пространств и деловых зон (офисов)
  • Отдать часть территории под жилую застройку. Собственно, в некоторых местах так уже сделали (пример: участок Обводного канала на пересечении с Московским проспектом)
ЖК "Тапиола" - проект финского застройщика , жильё бизнес-класса. Построен на месте завода "Петмол". На переднем плане расположен исторический забор предприятия - всё, что осталось от него после реновации
ЖК "Тапиола" - проект финского застройщика , жильё бизнес-класса. Построен на месте завода "Петмол". На переднем плане расположен исторический забор предприятия - всё, что осталось от него после реновации

Кировский завод

Кировский завод - памятник истории не только Санкт-Петербурга, но и России в целом. Именно здесь зарождались рабочие пролетарские движения, именно здесь началась стачка, превратившаяся в "кровавое воскресенье".

Перспектива проспекта Стачек и главный корпус Кировского завода
Перспектива проспекта Стачек и главный корпус Кировского завода

Как по мне, этот завод имеет право остаться там, где он сейчас находится. И я объясню своё мнение - Кировский завод находится в районе, примыкающим к грузовому порту Санкт-Петербурга. Вероятность того, что в ближайшие годы порт будет перемещён за город - крайне мала (хотя такой проект и существует, но рассчитан он на далёкую перспективу). Поэтому мне кажется, что этот район просто не сможет перестать быть промышленным, некоторые заводы стоит оставить в покое и дать им функционировать.

Так выглядит Гутуевский остров со стороны Канонерского острова
Так выглядит Гутуевский остров со стороны Канонерского острова

Серый пояс на левом берегу Невы

Данный район обладает огромным количеством заводов, особенно в районе станции метро Елизаровская и севернее её. Причём большая часть заводов функционирует и в наши дни.

На данном фото - заводоуправление Невского машиностроительного завода, построенное в 1864 году.
На данном фото - заводоуправление Невского машиностроительного завода, построенное в 1864 году.

Как мне кажется, в этом месте допустимо оставить часть заводов в глубине района, но постараться освободить от предприятий берег Невы - эти места могут стать отличными точками притяжения жителей города.

Научно-исследовательское предприятие "Сигнал", на котором работают над информационной безопасностью. Очень симпатичное  промышленное здание, потеря которого была бы трагедией для Петербурга
Научно-исследовательское предприятие "Сигнал", на котором работают над информационной безопасностью. Очень симпатичное промышленное здание, потеря которого была бы трагедией для Петербурга

Усугубляет ситуацию и тот факт, что этот район отделен от остального Петербурга с двух сторон:

  • с запада Московской железной дорогой (она является самой загруженной ж/д линией Петербурга)
  • с востока рекой Невой. Причём с правым берегом эта местность соединена всего лишь двумя мостами, расстояние между которыми равняется 6 километрам.

Эту проблему может решить только строительство нового моста через Неву (уже давно планируют создать мост в створе улицы Коллонтай) и путепровода над железной дорогой, соединив район с Купчино (но это уже скорее дальняя перспектива).

Промышленные зоны на Васильевском и Петроградском островах

В этом месте серый пояс довольно незначителен - единственная крупная промзона находится на юге Васильевского острова, в историческом районе Чекуши. Многие заводы в этих районах являются памятниками архитектуры (построенные до революции или в 20-30-х годах двадцатого века), поэтому с ними нужно обходиться бережно. Однако проводить реновацию в этих местах всё-таки нужно - земля на этих островах очень дорогая, и может быть использована более рационально. К слову, реновация заводских территорий в этих местах уже начата - примером этому может служить новое общественное пространство "Севкабель порт" (о нём я тоже подробнее рассказывал в статье про Чекуши).

Василеостровская ТЭЦ - главный источник электричества на Васильевском острове
Василеостровская ТЭЦ - главный источник электричества на Васильевском острове

А вот на Петровском острове, расположенном между Васильевским и Петроградским островами, процесс реновации идёт полным ходом - сейчас там строится элитное жильё. Как мне кажется, там это вполне к месту - Петровский остров раньше являлся крайне непопулярным местом, не смотря на своё расположение - промышленность занимала большую часть его территории. Но в скором времени этот остров заиграет новыми красками и, возможно, станет похож на Крестовский остров (как минимум, в плане элитности жилья).

Серый пояс на севере города

Одна из самых массовых промзон в области серого пояса Петербурга. Начинаясь от Свердловской набережной реки Невы, она тянется аж до метро Лесная. Причём многие из этих заводов в наше время уже не функционируют.

На карте видно, какой объём занимают промышленные зоны. Более того, на ней видно - как мало дорог связывает части района между собой, что вызывает ежедневные пробки на двух главных магистралях этого района - Кондратьевском проспекте и проспекте Маршалла Блюхера
На карте видно, какой объём занимают промышленные зоны. Более того, на ней видно - как мало дорог связывает части района между собой, что вызывает ежедневные пробки на двух главных магистралях этого района - Кондратьевском проспекте и проспекте Маршалла Блюхера

Реновацией этих мест занимаются уже сейчас. Завод "Красный Выборжец" начали сносить, и в скором времени на его месте будет построено новое жилье. К слову, расположение у него будет элитным - до метро 1,5 километра, вид из окна на набережную и т.д.

Парадокс - не очень хочется, чтобы Петербург бесконечно застраивался новыми многоэтажками, но при этом старые корпуса заводов, занимающие огромные территории в районе Кондратьевского проспекта и не позволяющие местным жителям удобно перемещаться по своему собственному району - не лучше. Надеюсь, что реновацию на этой территории проведут грамотно и Петербург от неё только выиграет.

Общие выводы. Основные пути решения проблемы

  1. Реновация в виде сноса промышленной застройки и строительства жилых домов. Не самый плохой вариант, и я объясню почему. Недвижимость, построенная по проектам редевелопмента имеет очень важное преимущество – новые здания строятся в непосредственной близости не только к центру города, но и к крупным автомобильным магистралям: Московский проспект, Лиговский проспект, проспект Обуховской Обороны. По этим причинам новостройки без дополнительных вложений автоматически получают хорошую транспортную инфраструктуру.

    Но у данного жилья есть не очень хорошая особенность - эти районы зачастую недоступны людям со средним уровнем достатка из-за их высокой цены (по сравнению с другими новостройками Петербурга).
  2. Реставрация промышленных сооружений, использование их в новых целях. Такой подход актуален только в том случае, если промышленное здание имеет какую-либо ценность: архитектурную, историческую и т.д.
  3. Продолжение функционирования завода. Этот вариант считается плохим из-за того, что завод в центре города - нелогичное и странное явление. Завод загрязняет окружающую среду, а также занимает много места. Люди стараются избегать промышленные районы, и в итоге в центре города формируется непопулярное и "злачное" место.

Конечно, решать такие проблемы надо в зависимости от территории - серый пояс не однородный, одним способом его реновировать просто нельзя. Если в районе Обводного канала стоит создать побольше общественных пространств, то на севере города бывшие заводы можно заменить не только новыми общественными местами, но и жилыми домами.

В этой статье я привёл некоторые факты, но в основном выразил свою точку зрения на данный вопрос. Было бы интересно услышать ваше мнение на эту тему. Пишите его в комментариях!