Серый пояс - это явление, возникающее в ходе активного развития города: город разрастается и доходит до бывших окраин, где ранее активно строились промышленные сооружения. В связи с этим, в центре города образуется "пятно" из заводов, не успевших переместить свои цеха за пределы города.
В Петербурге серый пояс образуется со всех сторон города, но основная его часть расположена на юге и на севере города. Промышленный пояс Петербурга сформировался в начале 20 века. Он представлял собой заводы, построенные на окраине города (на тот момент это был район Обводного канала и правый берег Невы).
Однако, время шло, и уже в 30-40-х годах границы города сдвинулись (особенно на юге), и бывшие промышленные окраины оказались чуть ли не в центре города. А в послевоенные годы, когда Ленинград стал активно застраиваться типовым жильём, серый пояс ещё сильнее вошёл в центр города, где он расположен и в наши дни.
Я предлагаю поподробнее рассмотреть так называемый "серый пояс" и поразмыслить о том, как можно или нужно решать эту проблему.
Серый пояс в районе Обводного канала
Многим людям не нравится Обводный канал как раз по причине того, что по нему сплошным рядом проходит промышленная зона, сформированная ещё в начале 20 века. Но, как по мне, это как раз таки и делает этот район любопытным и самобытным - дореволюционная промышленная архитектура из красного кирпича - это очень красиво и ценно с исторической и архитектурной точки зрения.
Именно поэтому большую часть домов в этом районе нельзя просто взять и снести - их нужно реновировать, причём делать это с умом. К примеру, на набережной Обводного канала расположен один из самых известных заводов Петербурга - Красный Треугольник. Когда то он был самым большим в Петербурге, но сейчас он прекратил своё существование, а опустевшие здания ждут, что в них вдохнут жизнь, придав им новую функцию. Сносить его было бы огромной ошибкой - завод это часть города, его истории.
Существует несколько подходов к реновации заводов в районе Обводного канала:
- Сфокусироваться на строительстве общественных пространств и деловых зон (офисов)
- Отдать часть территории под жилую застройку. Собственно, в некоторых местах так уже сделали (пример: участок Обводного канала на пересечении с Московским проспектом)
Кировский завод
Кировский завод - памятник истории не только Санкт-Петербурга, но и России в целом. Именно здесь зарождались рабочие пролетарские движения, именно здесь началась стачка, превратившаяся в "кровавое воскресенье".
Как по мне, этот завод имеет право остаться там, где он сейчас находится. И я объясню своё мнение - Кировский завод находится в районе, примыкающим к грузовому порту Санкт-Петербурга. Вероятность того, что в ближайшие годы порт будет перемещён за город - крайне мала (хотя такой проект и существует, но рассчитан он на далёкую перспективу). Поэтому мне кажется, что этот район просто не сможет перестать быть промышленным, некоторые заводы стоит оставить в покое и дать им функционировать.
Серый пояс на левом берегу Невы
Данный район обладает огромным количеством заводов, особенно в районе станции метро Елизаровская и севернее её. Причём большая часть заводов функционирует и в наши дни.
Как мне кажется, в этом месте допустимо оставить часть заводов в глубине района, но постараться освободить от предприятий берег Невы - эти места могут стать отличными точками притяжения жителей города.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что этот район отделен от остального Петербурга с двух сторон:
- с запада Московской железной дорогой (она является самой загруженной ж/д линией Петербурга)
- с востока рекой Невой. Причём с правым берегом эта местность соединена всего лишь двумя мостами, расстояние между которыми равняется 6 километрам.
Эту проблему может решить только строительство нового моста через Неву (уже давно планируют создать мост в створе улицы Коллонтай) и путепровода над железной дорогой, соединив район с Купчино (но это уже скорее дальняя перспектива).
Промышленные зоны на Васильевском и Петроградском островах
В этом месте серый пояс довольно незначителен - единственная крупная промзона находится на юге Васильевского острова, в историческом районе Чекуши. Многие заводы в этих районах являются памятниками архитектуры (построенные до революции или в 20-30-х годах двадцатого века), поэтому с ними нужно обходиться бережно. Однако проводить реновацию в этих местах всё-таки нужно - земля на этих островах очень дорогая, и может быть использована более рационально. К слову, реновация заводских территорий в этих местах уже начата - примером этому может служить новое общественное пространство "Севкабель порт" (о нём я тоже подробнее рассказывал в статье про Чекуши).
А вот на Петровском острове, расположенном между Васильевским и Петроградским островами, процесс реновации идёт полным ходом - сейчас там строится элитное жильё. Как мне кажется, там это вполне к месту - Петровский остров раньше являлся крайне непопулярным местом, не смотря на своё расположение - промышленность занимала большую часть его территории. Но в скором времени этот остров заиграет новыми красками и, возможно, станет похож на Крестовский остров (как минимум, в плане элитности жилья).
Серый пояс на севере города
Одна из самых массовых промзон в области серого пояса Петербурга. Начинаясь от Свердловской набережной реки Невы, она тянется аж до метро Лесная. Причём многие из этих заводов в наше время уже не функционируют.
Реновацией этих мест занимаются уже сейчас. Завод "Красный Выборжец" начали сносить, и в скором времени на его месте будет построено новое жилье. К слову, расположение у него будет элитным - до метро 1,5 километра, вид из окна на набережную и т.д.
Парадокс - не очень хочется, чтобы Петербург бесконечно застраивался новыми многоэтажками, но при этом старые корпуса заводов, занимающие огромные территории в районе Кондратьевского проспекта и не позволяющие местным жителям удобно перемещаться по своему собственному району - не лучше. Надеюсь, что реновацию на этой территории проведут грамотно и Петербург от неё только выиграет.
Общие выводы. Основные пути решения проблемы
- Реновация в виде сноса промышленной застройки и строительства жилых домов. Не самый плохой вариант, и я объясню почему. Недвижимость, построенная по проектам редевелопмента имеет очень важное преимущество – новые здания строятся в непосредственной близости не только к центру города, но и к крупным автомобильным магистралям: Московский проспект, Лиговский проспект, проспект Обуховской Обороны. По этим причинам новостройки без дополнительных вложений автоматически получают хорошую транспортную инфраструктуру.
Но у данного жилья есть не очень хорошая особенность - эти районы зачастую недоступны людям со средним уровнем достатка из-за их высокой цены (по сравнению с другими новостройками Петербурга). - Реставрация промышленных сооружений, использование их в новых целях. Такой подход актуален только в том случае, если промышленное здание имеет какую-либо ценность: архитектурную, историческую и т.д.
- Продолжение функционирования завода. Этот вариант считается плохим из-за того, что завод в центре города - нелогичное и странное явление. Завод загрязняет окружающую среду, а также занимает много места. Люди стараются избегать промышленные районы, и в итоге в центре города формируется непопулярное и "злачное" место.
Конечно, решать такие проблемы надо в зависимости от территории - серый пояс не однородный, одним способом его реновировать просто нельзя. Если в районе Обводного канала стоит создать побольше общественных пространств, то на севере города бывшие заводы можно заменить не только новыми общественными местами, но и жилыми домами.
В этой статье я привёл некоторые факты, но в основном выразил свою точку зрения на данный вопрос. Было бы интересно услышать ваше мнение на эту тему. Пишите его в комментариях!