!Помните - единственным законным методом взыскания долга является обращение кредитора в суд, и далее попытки взыскать с вас деньги через судебных приставов!
Сколько можно о серьёзном? Пора и по коллекторами проехаться. :)
Коллекторы - это организации, которые наняли мальчиков и девочек за копеечную зарплату звонить/писать "должникам" и вымогать у них деньги. Чем больше денег "должник" заплатит после звонка - тем больше зарплата у позвонившего. И так как нормальной работы эти «люди» найти не смогли, они пошли работать в колл-центры коллекторских агентств. Основная цель всех действий коллекторов - запугать "должника" так, чтобы он сам побежал и оплатил хоть сколько-нибудь.
Почему платить им не стоит, и как правильно общаться с этими недопредставителями цивилизации - информация ниже.
Причем они даже не сами номера набирают - программа перебирает все имеющиеся в базе номера, пытаясь дозвониться хоть до кого-нибудь.
Если программа дозванивается, то переводит звонок на оператора, у которого на компьютере всплывает карточка "клиента" с основной информацией - как зовут, сколько должен и краткие пометки по результатам предыдущих разговоров.
Итак, в какой-то момент вам позвонили с незнакомого номера и грозным голосом потребовали вернуть деньги.
Шок! Паника! И звонящий такой серьёзный, грубый, наглый, как бандит разговаривает, или даже как прокурор - неизвестно что хуже. Страшно!
И в самом деле. Если предполагаете, что это какие-то коллекторы - можно просто не отвечать. Вы же имеете на это полное право - разговаривать только с теми, с кем хотите. Вы хотите разговаривать с коллекторами? Вряд ли. Значит можно просто не отвечать. Игнорировать звонок, или сбрасывать - не важно. Никто вам ничего за это не сделает. А у вас наверняка есть дела и поважнее..
Первым делом после внезапного звонка пишем заявление об отзыве персональных данных - кредитору, с требованием отозвать у всех, кому уже было передано. Персональные данные ваши - вы сами решаете кому ими владеть/обрабатывать, а кому нет - закон на вашей стороне. Копию заявления с отметкой о получении оставляем себе.
Вторым делом пишете коллектору заявление о том, что запрещаете ему с вами контактировать любыми способами, кроме почтовых отправлений, в соответствии с частью 1 ст. 8 ФЗ-230.
Кстати, один человек написал для себя хорошее мобильное приложение "Антиколлектор". Если установить его на телефон, коллекторы будут вам дозваниваться ооочень редко.
Если же вам скучно, можно и ответить. И тогда в первую очередь нужно выяснить - кто же это такой вам звонит, и деньги у вас вымогает?
НО! Если в процессе разговора вдруг вам стало неприятно, или страшно, или вы начали злиться - лучше сразу повесить трубку. Даже не прощаясь. Единственная цель коллекторов - чтобы вы заплатили. Хоть сколько-нибудь. И для этого "раскачивают" ваши эмоции. Любое проявление эмоций - значит вас "зацепили", и можно раскачать сильнее. А человек в состоянии эмоциональной нестабильности сделает всё возможное, чтобы вернуться к спокойствию. И денег заплатит тоже. Именно на этом и играют коллекторы.
В общем, если коллекторы начинают наглеть, ничего не слышат, еще и угрожают, то им прямая дорога – на … или в суд.
Методики ведения диалогов у коллекторов достаточно просты. Напишу в следующих постах какие техники ведения диалогов используют коллекторы, и узнаете как правильно строить диалог и что отвечать на вопросы, чтобы разговор принес вам хорошее настроение.
И знаете, как бесит коллекторов спокойный тон, дружелюбная или покровительственная речь (ну вдруг там этот бедный мальчик-девочка голодный сидит на твердой табуретке..), и знание законодательства? Они просто сами прекращают диалог. Бывает даже жаль - вроде так мило общались.. :)
Уточнение - коллекторами в этой статье называются все те лица, которые предпринимают какие-либо действия по отношению к вам для возврата долга, но вне судебного разбирательства.
По закону же общаться с должником имеет право только сам кредитор (банк или микрофинансовая организация-МФО), либо официальное коллекторское агентство (осуществляющее деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности, включенным в специальный государственный реестр). А чтобы в реестр попасть - это еще постараться надо.
Для упрощения: коллекторы делятся на 3 категории:
1. представители - работники кредитной организации (банк, или микрофинансовая организация (МФО)), где вы взяли кредит. Если общаются нормально, то с ними можно договариваться о реструктуризации на выгодных для вас условиях. Любые договоренности нужно подписывать дополнительным соглашением к кредитному договору - иначе потом не докажете, что вы с Васей договорились так, а не иначе. Но лучше сразу рекомендуйте обращаться в суд. Позднее напишу подробнее как судиться по кредитам.
2. представители коллекторского агентства, работающие с кредитной организацией по агентскому договору - долг при этом остается в кредитной организации (МФО, или банк). Если общаются нормально, то с ними можно договариваться о реструктуризации - опять же - на выгодных для вас условиях и с письменным подкреплением.
3. представители коллекторского агентства, которое выкупило ваш долг у кредитной организации - самые наглые по поведению товарищи, но с ними проще всего бороться. И есть небольшой плюсик. Так как эти товарищи выкупили ваш долг у банка/МФО за копейки (2-5% от суммы долга), с ними можно попытаться договориться о полном погашении долга тоже "за копейки", например, процентов за 20 от оставшегося в МФО/банке долга.
Коллекторы делают все возможное, чтобы вы пошли и заплатили им деньги. Причем, даже внятно рассказать не могут - сколько и почему именно столько вы должны. Каждый раз называют разные цифры - иногда больше, иногда меньше.
Самый правильный ответ для них:
Кратко ваша реакция на действия коллекторов. Что делают - Законность - Что делать - Какая кара коллектору (если есть)
1. СМС вам с просьбой погасить долг. Законно. Игнорировать
2. СМС вашим друзьям/знакомым с просьбой погасить долг. Не законно. Жалобу в Роскомнадзор и Прокуратуру. Штраф.
3. СМС с угрозами жизни/здоровью вам, или родным/близким/друзьям. Не законно. Заявление в полицию, Роскомнадзор, Прокуратуру. Посадка до 2-х лет.
4. СМС "К вам направлена выездная группа". Условно законно. Выездную группу, как правило, никто не отправляет. Это просто элемент запугивания. На всех должников никаких групп не напасешься. Так что можно даже не печь пироги к их приходу - никто не придет. Можно игнорировать, но смс сохраните. Если кто-то всё же придет и грубо разговаривает - ниже..
5. СМС: "вы нарушили закон по статье мошенничество". Условно законно. Если вы хоть пару платежей по 100 рублей сделали - брехня, игнорировать.
6. Звонят на контактный телефон. Законно только в будни с 8 до 22 часов. Можно игнорировать. В противном случае - жалоба в ФССП, Прокуратуру, Роскомнадзор. Штраф.
7. Звонят родным/друзьям. Не законно. Жалобы в Роскомнадзор и Прокуратуру. Штраф.
8. Звонят родным/друзьям с угрозами. Не законно. Жалобу в полицию, Роскомнадзор, Прокуратуру. До 2-х лет.
9. Приходят и грубят. Не законно. Жалобу в полицию, Роскомнадзор, Прокуратуру. До 5-ти лет.
Описано не всё - добавляйте ситуации в комменты - разберем.