В сентябре на большие экраны наконец-то вышел фильм Олега Степченко «Тайна печати дракона» - вторая часть трилогии, то есть ответвленное продолжение «Вия». Почему появился этот фильм? Именно «Вий», который создавался более семи лет, стал в 2014 году «блокбастером года». Он заработал внушительную кассу, однако прибыли авторам не принес – убытки составили более 95 миллионов рублей.
ЛЮБЫЕ ПРОВАЛЫ ЗА ВАШ СЧЕТ
Многие зрители назвали картину зрелищной, но бездушной. Здесь авторы сильно поиздевались над первоисточником, созданном Николаем Васильевичем Гоголем.
И вот, сразу после шумихи первого фильма Степченко заявил о начале работы над второй частью. Помимо российских актеров к процессу привлекли Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана. Также к съемкам, как и во время работы над первой частью режиссер Олег Степченко вместе с продюсером Алексеем Петрухиным привлекли государственные деньги.
В 2016 году названа сумма, которую намерены потратить на съемки второй части «Вия» - 49 миллионов долларов. Это активно обсуждали в СМИ. Но как-то боком прошла новость о том, что в декабре 2016 года «Русская Фильм Группа» признана решением суда банкротом, а именно ей руководил Петрухин. Банкротом признали из-за того, что одному из инвесторов первой части «Вия» не выплатили 38,3 миллиона рублей. В 2017 году банкротом за долги признали и самого Петрухина. С кредиторами продюсер не расплатился за первую часть все того же фильма.
«Партнер должен понимать – ну не заработали. Надо тогда зарабатывать в другом месте», - заявил тогда продюсер фильма «Вий».
ОПЯТЬ ПОМОГЛО ГОСУДАРСТВО
Однако на вторую часть продюсер деньги достать смог. За четыре года «РФН корп» (так стала называться контора после банкротства) получила на «Тайну печати дракона» 270 миллионов рублей, 180 миллионов из них обязалась вернуть. Однако независимые источники утверждают, что общая сумма государственных вложений составила все 2,3 миллиарда рублей вложений.
Возможно, часть денег удалось собрать за счет колебаний курса рубля в те годы, однако точного ответа на этот вопрос нет. Известно, что в фильм вложились китайские партнеры – компания China Film Co. – они дали 15 миллионов долларов, еще 12 миллионов долларов вложил российский продюсер Глеб Фетисов.
Но вот все-таки происхождение 8,9 миллиона долларов так и осталось тайной «Тайны».
ЗРИТЕЛЬ ГРАМОТНЫЙ ПОПАЛСЯ
Почему так важны эти цифры для понимания – о них можно было бы не вспоминать, если бы фильм «Тайна печати дракона» собрал весомый бюджет и отбил все затраты. Но не вышло, зритель очень разборчивый попался. Причем, и в России, и в Китае.
Провал был просто оглушительным: продюсеры рассчитывали собрать в России кассу в 2 миллиарда рублей, а собрали всего чуть более 361 миллиона. Что стало причиной? Да по большому счету, причина одна – примитивное и перенасыщенное эффектами кино, которое давно ушло в прошлое. Зрители возмущались, жалея потраченные на билет деньги, называли фильм «пустышкой», критики просто камня на камне не оставили. Стало ясно, что дорогущий фильм не представляет никакой культурной ценности, а актеры, снявшись в нем, порядком подпортили свои биографии.
В Китае и вовсе вышел казус – через два дня показов фильм просто сняли с показов – кинотеатры и China Film Co. просто опасались за свою репутацию. Да, там в кинематографе есть такое понятие. Зрители просто в недоумении уходили из залов.
Дело в том, что китайцы любят фильмы, снятые на основе легенд и мифов, связанных с их историей. Но не в этом случае: в фильме показаны отвлеченные фантазии россиян о псевдолегендах Китая. А Арнольд и Джеки, которые могли бы привлечь дополнительную аудиторию, слишком мало времени представали в своих образах.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНОХАОС
В Европе и ряде других стран в случае, когда государство дает деньги на кино, всегда требует прозрачности использования средств, а также полного и всестороннего аудита. Оступившись, даже случайно, человек из мира кино едва ли сможет восстановить свою репутацию.
В России все с точностью до наоборот. Ладно Федор Бондарчук – он, пир всей спорности его творений, все-таки большой молодец и ремесленник, он отбивает кассу на любом фильме. А вот Никита Михалков, снимающий последние 15 лет провальные проекты, уходя в сильный минус, и … продолжает получать деньги из казны. Степченко с Петрухиным уверенно идут тем же путем.
Это говорит о том, что в нашем кино возможны серые схемы. Ладно бы это касалось частных денег, но в этих схемах участвуют десятки миллионов бюджетных рублей. Обидно и то, что первый масштабный опыт сотрудничества в кино России и Китая оказался не просто провальным – позорным.
Итак, вот итоговые цифры:
Бюджет – 50 000 000 долларов США
Общие сборы – 8 300 000 долларов США
Занавес.