“It” (Оно) (2017). Дождливый октябрь 1988-го. Билл Денбро наблюдает за серым небом из окна, а вот его младший брат, семилетний Джорджи, надев дождевик, собирается прогуляться по залитым лужами улицам. И не просто прогуляться – старший приготовил для него подарок! Бумажный кораблик, который в результате угодил в одно из сливных отверстий.
Казалось бы, «Титаник» утерян навсегда – но вот во тьме появляется лицо клоуна. Он называет себя Пеннивайзом и, крутя в руках подарок Билла, предлагает мальчику его забрать. Странная ситуация. Что клоун может делать в канализации, как он вообще туда попал? Но Джорджи всего семь лет, и об этом он не подумал. В результате остался без руки, а потом сгинул в подземелье целиком.
Официально он числится без вести пропавшим, хотя, теперь, в июне 1989-го, все, включая самого Билла и его родителей, понимают, что мальчик мертв. Лето, время каникул, но мысли Денбро заняты вовсе не привычными для этого времени года развлечениями. Он, конечно, уже не верит, что его брат жив, и теперь его цель – найти хотя бы тело Джорджи. Возможно, оно находится где-то в канализационных стоках под городом?
Именно туда и отправляется Билл в компании своих верных друзей: Стэна, Эдди и Ричи. Там же оказывается неразлучная троица хулиганов из старших классов, наводящих ужас на малышню во всем Дерри: Генри Бауэрс, сын одного из местных копов, Патрик Хокстеттер, прославившийся убийством животных и последующим их складированием в холодильнике на свалке, и Виктор Крисс.
А замкнет эту милую компанию новичок в Дерри, толстяк Бен, который, за неимением друзей, провел первые недели лета в библиотеке, изучая историю города и немало удивляясь тому, как она богата на жуткие происшествия, что характерно, происходящие раз в 27 лет. Хокстеттер погибает в коллекторе, встретившись с Пеннивайзом, а Билл и остальные, каждый по очереди, сталкиваются с жуткой тварью во множестве ее обличий: от женщины с картины в синагоге, что всегда так пугала Стэна, до отвратительного бомжа, болеющего проказой.
Вскоре «Клуб неудачников» - так Денбро с друзьями называют себя – пополняется чернокожим пареньком Майком и девочкой-изгоем Беверли. Неудачники понимают, что только они видят Оно, главную причину всех бед в Дерри, людоеда, кормящегося детьми. И именно им семерым придется с ним сразиться.
Когда я впервые услышал про то, что грядет вторая по счету экранизация «Оно» Стивена Кинга, первая мысль была: «Зачем?». Трехчасовой телефильм 1990 года (заметьте, между этими двумя лентами ровно 27 лет, хехе) был не просто хорош. На тот момент он стал одной из лучших кинговских экранизаций, причем не только в моих глазах. Да, ему не хватало бюджета, а спецэффекты, особенно с финальным пауком, сейчас кажутся смехотворными.
Но как хорош был Тим Карри в роли Пеннивайза! Да и остальной кастинг не подкачал. То же самое касается режиссуры, сценарной адаптации и атмосферы. Однако, как бы это ни было удивительно, «Оно» образца 2017 года оказалось если не лучше, то уж точно не хуже своего собрата. Его путь на экраны оказался небыстрым и непростым.
Работа началась еще в 2009-м, и тогда у руля стоял Дэвид Кажганич, лично мне известный только как сценарист плохого «Вторжения» (того, что с Николь Кидман) и хорошего «Кровавого ручья» (не путать с многочисленными тезками, речь о фильме Джоэля Шумахера). Спустя три года Дэвида на посту сменил Кэри Фукунага (на его счету – очередная экранизация «Джейн Эйр»).
За ним в результате осталась работа над сценарием (вкупе с еще двумя людьми), финальным же режиссером оказался Энди Мускетти, автор весьма посредственной дельторовской «Мамы». Обычно после таких «смен руководящего состава» и прочих связанных с этим перипетий ничего хорошего в итоге не выходит. Но вышло. Достаточно просто сравнить «Темную башню» и фильм Мускетти – в кинотеатрах они появились практически в одно и то же время.
«Башня» оказалась типовым одноразовым блокбастером, сюжетно слабо соотносящимся с литературным первоисточником. А вот «Оно», судя по начальным сценам, кажется чуть ли не пересъемкой первого фильма. Налицо уважительное отношение к книге, и это прекрасно. В дальнейшем пути-дорожки этих двух экранизаций, 1990-го и 2017-го года, расходятся, но не сказать, что это плохо.
Из сюжетных отличий первое, что бросается в глаза – история рассказана детьми. Я все же ждал, когда же нас перебросят в 2000-е, в год второй по счету битвы с Пеннивайзом, но так и не дождался: это произойдет уже в следующем году, когда выйдет сиквел (а с учетом успеха первой части в прокате, вторую нам долго ждать не придется).
Также здорово отличаются персонификации зла, явленные тварью членам «Клуба неудачников». Помните прекрасную мумию из фильма Томми Ли Уоллеса? Ее здесь нет. Зато есть, как уже выше говорилось, уродливая дама с картины, бомж и безголовый мальчик. Спецэффекты – на качественно ином уровне, к ним претензий нет совершенно, более того, фильм можно смело назвать кровавым! Отнюдь не детский у него рейтинг – что безмерно радует.
Но главное, пожалуй, заключается в том, что молодые актеры сработали не хуже, а ЛУЧШЕ своих коллег, сыгравших Билла, Стэна, Эдди, Бев, Майка, Ричи и Бена 27 лет назад. Хороши все, но прежде – София Лиллис, которая попросту влюбляет в себя с первых же кадров с ее участием! Вы спросите, а что Пеннивайз? Неужели Билл из огромной актерской семьи Скарсгордов переиграл самого Тима Карри? Ответ: нет. Но если бы не было ТОГО клоуна, я бы сказал, что ЭТОТ почти идеален.
Единственный упрек, который у меня есть – то, что сцены первого знакомства главных героев с Пеннивайзом идут практически друг за другом, как своего рода нарезка калейдоскопа ужасов. В остальном, это одна из лучших экранизаций Кинга, на которые ему в 2000-х все же везет куда больше, чем в восьмидесятых.
9/10