Найти в Дзене
Москва памятная

Новодевичье кладбище. Они летели спасать Папанинцев. Мемориал жертвам крушения дирижабля СССР-В6.

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Вчера я опубликовал материал Тайна гибели «Максима Горького». Мемориал жертвам катастрофы самолета - гиганта на Новодевичьем кладбище. Сегодня, как и обещал, расскажу о другой трагедии произошедшей в 1938 году, неподалёку от города Кандалакша. Дирижабль «СССР В-6» - «Осавиахим», спешивший на помощь экспедиции «Северный полюс-1» руководимой И.Д. Папаниным, врезался в гору.
Но давайте обо всем по порядку.

История дирижабля «СССР В-6»

Сегодня вообще мало кто помнит, что были, когда то такие летательные аппараты как дирижабль. А между тем, в 30-е годы прошлого века всерьез обсуждалась проблема, по какому направлению двинется мировое воздухоплаванье. Причем очень многим казалось, что направление дирижаблестроения гораздо более перспективно, чем самолёта строение. Дирижабли совершали перелеты через Атлантику, причем пассажиры находились в гораздо более комфортных условиях, чем на самолете. Перелет был сравним с путешествием на океанском лайнере.

Было решено развивать дирижаблестроение и в СССР. Началась мощная пропагандистская компания, организатором которой был «Осавиахим» (Общество содействия армии, авиации, химии)предшественник ДОСААФ.

-2

В рамках намеченного правительством СССР плана решено было создать эскадру дирижаблей им. В.И. Ленина. В связи с этим были намечены названия будущих аппаратов первого выпуска: «Ленин», «Сталин», «Старый большевик», «Правда», «Клим Ворошилов», «Колхозник» и «Осоавиахим». Общее руководство постройкой полужестких дирижаблей в СССР правительство возложило на известного итальянского конструктора Умберто Нобиле. При этом ведущим инженером по дирижаблестроению был назначен молодой советский конструктор Михаил Кулик.

Центром советского дирижаблестроения стал город Долгопрудный под Москвой.

Первый полёт «СССР-В6» состоялся лишь 5 ноября 1934 года, в канун 17 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Продолжительность полёта составила 1 час 45 минут. На капитанском мостике воздушного корабля находился сам Умберто Нобиле.

Умберто Нобеле. Главный конструктор дирижаблей серии "СССР"
Умберто Нобеле. Главный конструктор дирижаблей серии "СССР"

Второй испытательный полёт 8 ноября 1934 и продолжался уже 5 часов.
После проведения еще нескольких испытательных вылетов государственная комиссия дала заключение, что «дирижабль «СССР В-6» обладает хорошими характеристиками и готов к применению в народном хозяйстве».

Планировалось использовать аппараты данного типа для пассажирских перевозок большой дальности, на линиях Москва-Свердловск и Москва-Красноярск. Однако по ряду причин эти планы так и остались на бумаге.

Мировой рекордсмен

29 сентября 1937 года «Осавиахим» вылетел из Долгопрудного, что бы приземлиться здесь же только 4 октября. Он находился в воздухе 130 часов и 27 минут, установив тем самым сразу два мировых рекорда: длительности пребывания в воздухе и дальности беспосадочного полета. Было преодолено расстояние в 4 800 км. По тем временам это было невероятное достижение.
Интересно, что посадка планировалась на 17 часов раньше, но в то время когда «СССР В-6» уже был в воздухе, пришло сообщение о рекорде, установленном немецким дирижаблем «Граф Цеппелин». Командир «Осавиахима» дал радиограмму на землю с просьбой разрешить продлить полет с тем, что бы перекрыть достижение немца. Разрешение было получено и еще 17 часов дирижабль «СССР» фактически кружил над Москвой.
Вот такое тогда было время, время всеобщего энтузиазма, стремления быть первыми во всем, догнать и перегнать. Сейчас почему то принято считать, что это Хрущев затеял гонку с Америкой и заявил, что СССР догонит и перегонит США. Ничего подобного. Это был лозунг первых пятилеток. Достаточно сказать, что аббревиатура «ДИП» в названии первых советских токарных станков, означала именно «Догоним и перегоним». Всеобщий энтузиазм подогревался массовой пропагандой, к которой в том числе относился и рекордный полет дирижабля «СССР В-6» который пролетая над городами СССР, разбрасывал листовки и вел сеансы радиосвязи.

Наглядная агитация 30-х годов
Наглядная агитация 30-х годов

Катастрофа

В феврале 1938 года экипаж «Осавиахима» готовился к перелёту Москва — Новосибирск.
В это время пришло сообщение о том, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция И. Д. Папанина, раскололась, и требуется срочная эвакуация экспедиции. Дирижаблисты обратились к руководству СССР с просьбой направить дирижабль для выполнения этой задачи.

Спасательная экспедиция была прекрасно оснащена. Экипаж укомплектован опытнейшими специалистами – аэронавтами. На борту имелась лучшая на тот момент навигационная и радио аппаратура. Казалось было предусмотрено все, если бы не одно НО.
В распоряжении штурмана имелась карта- десятиверстка выпуска 1904 года.

6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов дирижабль приближался к станции Кандалакша. Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут.
Полёт проходил на высоте 300—450 метров (а затем около 200 м) в сложных метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, плохая видимость. Стечение неблагоприятных обстоятельств, привело к тому, что в темноте воздушный корабль врезался в гору Небло, которая НЕ БЫЛА ОБОЗНАЧЕНА НА КАРТЕ.

Памятный знак на месте катастрофы
Памятный знак на месте катастрофы

Возник сильный пожар. Из 19 членов экипажа погибли 13, трое получили лёгкие ранения, еще трое остались невредимы.
На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль потерпел катастрофу в 18 км западнее станции Белое море. Cо станции Кандалакша на помощь воздухоплавателям пришли спортсмены-лыжники и воины-пограничники. Оставшиеся в живых аэронавты были доставлены в больницу Кандалакши.

12 февраля 1938 года погибших членов экипажа похоронили на Новодевичьем кладбище.

-6

Мемориал находится на той же стене отделяющей кладбище от Новодевичьего монастыря, что и захоронение жертв катастрофы самолета «Максим Горький».
лично я всегда бывая на Новодевичьем Кладбище всегда останавливаюсь у этого мемориала. Ведь это памятник эпохи, в которую жили честные бесхитростные люди, которые свято верили, что строят лучшее в мире государство и отдавали за него свои жизни. Вечная Вам память.

В заключение хочу сказать, что членов экспедиции «Северный полюс-1» под руководством И.Д. Папанина благополучно спасли ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». Оставшиеся в живых члены экипажа дирижабля «СССР В-6» «Осавиахим» присутствовали на их торжественной встрече в Кремле.

На этом пока все. До новых встреч мои уважаемые подписчики и читатели.

Читайте на нашем канале

Тайна гибели «Максима Горького». Мемориал жертвам катастрофы самолета - гиганта на Новодевичьем кладбище.

Новодевичье кладбище. Золотая молодёжь страны советов на главном погосте Москвы