Зачастую первым опытом социализации ребенка становится детсад. Но, отдав малыша в такое учреждение, родители начинают сомневаться – все ли у их чада хорошо, и как ему живется в садике. И, хотя декретный отпуск дается родителям до того, как ребенку исполнится 3 года, но некоторых детей в садик отдают и раньше, и тогда разрыв с мамой особенно болезненно переносится. Тем более что в этом возрасте напарник для игр имеет меньше значения, чем мама.
Как проходит адаптация
Ребенок должен обладать элементарными навыками
Насколько ребенок готов к посещению детского сада, можно сказать исходя не из его реального возраста, а из психологического, а также наличия элементарных навыков. Зачастую процесс привыкания проходит быстрее и малыш чувствует себя увереннее, если он самостоятельно умеет одеваться и раздеваться, кушать и пользоваться туалетом. Некоторые дети боятся идти в сад лишь потому, что не умеют ничего из перечисленного выше, а попросить кого-то стесняются.
В адаптационный период нельзя составить четкое мнение о том, плохо ли ребенку в садике или хорошо, потому что всего реакции основаны на стрессе, который малыш переживает. Многие дети не хотят идти в садик и плачут не потому что там плохо, а просто им там некомфортно, в сравнении с привычной домашней обстановкой. Необходимо обсуждать с ребенком то, что с ним происходит, что он чувствует и почему себя так ведет.
Разная реакция на садик
Не все дети плачут, чтобы не идти в садик, но это не значит, что им там хорошо
Некоторые детки устраивают с утра истерику, не желая идти в сад, но к вечеру так увлекаются играми с другими детьми, что из группы его не вытащить. Возможно, малышу сложно вставать рано и он не высыпается, тогда как после дневного сна он, как следует отдохнувший, с удовольствием играет. Значит, режим ребенка нужно пересмотреть.
Бывают и случаи «наоборот» - ребенок без слез и истерик идет в садик, но чувствует себя там совершенно «не в своей тарелке». Это типично для ситуаций, когда ребенок хочет угодить родителям, внушающим ему, что все «хорошие дети» ходят в сад. Таких установок быть не должно, как и приучения ребенка к поведению в угоду взрослым – лучше пусть он бурно проявляет свои эмоции, но это даст вам возможность знать, каково ему на самом деле – плохо или хорошо.
Методы диагностики
Важно не ждать, пока проблема «рассосется сама»
Проще всего понаблюдать за ребенком самому родителю – он может прийти за чадом пораньше или незаметно остаться, когда приведет его с утра, и посмотреть, чем будет заниматься малыш – играть с друзьями или тихо сидеть в углу. Беседа с воспитателем и психологом также может прояснить многое. Можно использовать дома игровой способ – ребенок будет руководить процессом во время игры в детский сад. Нужно обратить внимание на сюжеты, которые он проигрывает и выяснить, что его волнует.
Узнав причину детского дискомфорта, необходимо работать над тем, чтобы ее устранить, или же изменить отношение ребенка к данной ситуации. Проблема не всегда может быть в садике – это могут быть и другие причины, нарушившие привычный уклад жизни ребенка. Но различные проявления стресса в детском поведении – повод для обращения к психологу. Не стоит забывать, что дети могут приукрашивать и фантазировать, но отмахиваться от их страхов нельзя. К малышу нужно быть внимательным, идти к нему навстречу, чтобы процесс привыкания к садику прошел, как можно легче для него.