Этот большой материал написан по итогам творческой встречи с Юрием Борисовичем Норштейном на Киностудии Лендок в мае 2019 года. В первой части выдающийся мультипликатор рассказал об источниках вдохновения - от родной коммуналки до шедевров живописи.
Часть 1. Юрий Норштейн - о своем любимом мультфильме и том, что его вдохновляет.
Часть вторая. О коллегах
7. Федор Хитрук
Я видел, как работал Хитрук. И я вспомнил: Мопассан описывает, как он был свидетелем работы Флобера. Он пишет, что видел человека, который бился над каждым словом, потому что у него было правило – не повторять одно слово на странице. Как Довлатов взял за правило не повторять в одном предложении слово с одной и той же буквой. Вот где сужение дает результат! Посмотрите, какая музыка речи у Довлатова!
Мопассан пишет, как багровело лицо Флобера и щеки дрожали, как брыли у собаки. И вот Хитрук, с которым я работал на «Каникулах Бонифация», точно так же, когда он сидел над мультипликатом: хотя он был режиссером фильма, он всегда сам работал над мультипликатом или поправлял мультипликат других мультипликаторов, доводя до того совершенства, которое ему было необходимо увидеть на экране.
Смотреть на него, как он работает, как он переживает над этим листочком бумаги, как он бросает карандаш и выходит курить в коридор… Он доводил работу до того качества, как скульптор, который доводит форму до такого состояния, что уже ни убавить, ни прибавить. Хитрук рисовал очень сдержанно, у него была такая спокойная линия, но его сцены были глубоко психологичны. При этом он обладал молниеносным чувством юмора.
8. Михаил Меерович
«Цапля и журавль» – фильм, с которого для меня началась моя мультипликация. Михаил Меерович был богом музыки. Я даже как-то написал: «приникни к его уху – услышишь музыку». Он умер в 1993 году, ему было 73 года, у нас разница с ним большая, но мы с ним были друзья. Сначала он меня посылал как только можно, а потом мы с ним сдружились. Для «Цапли и журавля» он написал чудесный вальс.
9. «Моцарт тоже иногда писал плохую музыку»
«Михал Саныч, напишите сюиту «Ежик в тумане»!
Но его заставить… Меерович – это был классический образец ленивого человека. Притом, когда он работал, он работал по-настоящему.
Я: Видел фильм один с вашей музыкой, должен сказать, ну и лабухня!
Меерович: Ну, они ж не требуют, как вы!
Я: Ну а честь?
Меерович: А вообще Моцарт тоже иногда писал плохую музыку!
10. Иван Петрович Иванов-Вано
Старейший режиссер Иванов-Вано задумал фильм на музыку Римского-Корсакова «Сеча при Керженце». Это был кукольный фильм, и он пригласил меня сорежиссером. Вано был фигура крупная, поэтому начальство скрепя сердце согласилось. Это был первый фильм, когда у меня появилась свобода. Надо было найти соединение музыкального / звукового и изображения. С нами работала изумительный художник Марина Соколова.
11. Борис Дежкин
Был такой Борис Дежкин, которого сегодня никто не знает. И для меня это личная беда, потому что это был великий мультипликатор. Его Дисней приглашал к себе, понимаете? Думаю, все помнят фильм «Шайбу! Шайбу!», он был там и режиссером, и главным мультипликатором.
Кроме того, помните фильм «Чудесница»? Это тоже делал Дёжкин. Великий мультипликатор!
Продолжение:
- Часть третья. О детстве и образовании. Толстой, Строгановка и советская цензура
- Часть четвертая. О деньгах. Как распределяют средства на авторскую анимацию
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡