Найти тему
Military OvervieW

Проект 904, "Орлята" умели летать!

автор арта А. Жирнов источник Яндекс.Картинки
автор арта А. Жирнов источник Яндекс.Картинки

В 1964 году в Центральном Конструкторском Бюро по Судам на Подводных Крыльях им. Алексеева начали разработку 105-тонного транспортного экранолета (проект 904) Т-1 , получившего в начале 1970х название «Орлёнок». Его предшественник СМ-6 самоходная двухместная модель массой 26500 кг. Разработка начата осенью 1969 года, была спущена на воду в 1971 году.

Летом 1972 году первый в мире транспортно-десантный экраноплан "Орленок" был спущен на воду. Экраноплан предназначался для оперативного перемещения в грузовом отсеке высотой 3,2 метра, длиной 21 метр, шириной 3 метра. пехоты, различных грузов и техники, состоявшей на вооружении ВМФ, включая танки ПТ-76 и бронетранспортёры БТР-80. Для погрузки-выгрузки войск и техники и используется шарнирно закреплённая передняя секция корпуса: которая опираясь на переднюю стойку шасси, сдвигается влево, открывая доступ к грузовому отсеку.

В носовой части корпуса расположены два стартово-разгонных НК-8-4К с поворотными соплами удачно вписанные в обводы передней части корпуса, использующиеся не только на взлете но и при выходе на берег на воздушной подушке. Поворотные сопла двигателей способны направить реактивную струю под крыло (на старте) или над крылом (в случае если необходимо увеличить тягу при крейсерском полете). На верхней части киля расположен маршевый двигатель НК-12МК с соосными винтами АВ-90, поддерживающий крейсерскую скорость во время движения.

Экраноплан оборудован навигационным комплексом включающим в себя РЛС навигации "Экран", установленную в передней части корпуса, и радар обзора. Сразу за пулеметной установкой на корпусе установлена антенна РЛС. Экраноплан оборудован полным комплектом корабельных и авиационных огней навигации. В носовой части корпуса расположено якорно-буксирное устройство, сам якорь убирается в клюз (отверстие для якорной цепи). Оборонительное вооружение представлено спаренной пулеметной установкой "Утес-М" калибра 12.7 мм. с радиусом обстрела 360 градусов. Экраноплан способен транспортировать 200 десантников или 2хБтр/Бмп Для спасения личного состава предусмотрены надувные плоты и лодки.

Всего на вооружение ВМФ поступило 3 серийных машины, в 1979 г. экраноплан МДЭ-150, бортовой номер С-21, в 1981 году экраноплан МДЭ-155 бортовой номер С-25 и в 1983 году третий МДЭ-160 бортовой номер С-26. Серийные машины поступили на вооружение в 236 дивизион кораблей-экранопланов. В 1988 году дивизион привлекался к войсковым учениям по переброске войск из Баку в Красноводск. Наряду с экранопланами к операции привлекались десантные корабли и суда на воздушной подушке. Десантным кораблям потребовалось на переход около суток, судам на воздушной подушке - шесть часов, а "орлята" справились с задачей за два часа!

Однако с развалом СССР прекратилось и финансирование проекта, а истекшие межремонтные периоды не позволяли экранопланам выходить в море. В 1998 году согласно приказа Главнокомандующего ВМФ оставшиеся корабли списали. В 2007 году один экраноплан МДЭ-160 бортовой номер С-26 доставили на барже в Москву на Химкинское водохранилище, где он и встал на вечный прикол, оставшиеся "Орлята" догнивают в Каспийске без всякой надежды на возрождение.

ТТХ Проекта 904 "Орленок"

  • Экипаж - 9 членов экипажа.
  • Размах крыла - 31,5 метра.
  • Длинна - 58,1 метра.
  • Высота - 16,3 метра.
  • Максимальная взлетная масса - 140000

Тип двигателя:

  • стартово-разгонные - 2 х ТРД НК-8-4К
  • маршевые - ТВД НК-12МК
  • Скорость максимальная - 400 км/ч.
  • Скорость крейсерская - 350 км/ч.
  • Дальность полета - 1500 км.
  • Высота полета на экране - 2-10 метров.
  • Полезная нагрузка - до 20 тонн.
  • Вооружение - спаренная установка "Утес-М" калибра 12.7 мм

Интересный факт:

В настоящее время в парке "Северное Тушино" где находится экраноплан, действует стенд виртуального пилотирования "Тренировочный полет на экраноплане "Орленок". Посетитель может осуществить полет как самостоятельно так и в автоматическом режиме. Цена за такую возможность вполне доступная, ознакомительное видео с просторов интернета прилагаю.

Спасибо за прочтение, подписываемся, лайкаем, комментируем!!!