Найти тему

Философский взгляд на развитие культурных цивилизаций

Акробаты с быком. Фрагмент фрески Кносского дворца. Сейчас - в Археологическом музее, г. Ираклион
Акробаты с быком. Фрагмент фрески Кносского дворца. Сейчас - в Археологическом музее, г. Ираклион

Еще до того, как эта высокая культура стала активно развиваться, в долине Хван Хо в Китае начал актуализироваться другой народ. А спустя несколько столетий, примерно в 1100 г. до н.э, классическая культура начинается на берегах Эгейского моря. Обе эти культуры имеют клеймо индивидуальности, свой собственный способ окрашивания и влияния на свои земные творения, но обе подвержены той же морфологии, что и другие наблюдаемые.

Когда эта классическая культура подходит к концу, примерно во времена Христа, появляется еще одна культура в ландшафте, подчиненном Классической в ее последней экспансивной фазе - Аравии. Сам факт ее появления именно здесь делает ее курс необычным. Ее формы так же чисты, как и формы всех других Культур, но было неизбежно, что материальная непрерывность ландшафта, временная преемственность и контакт с цивилизованными популяциями старого организма повлияют на новую душу, чтобы она овладела богатством классических творений. Однако она подчинялась им лишь поверхностно, ибо в эти старые бутылки заливала свое новое вино. Через отбор, переосмысление или игнорирование, она выражала свою собственную душу, несмотря на чуждые формы. В свою более позднюю, обширную фазу, эта культура охватила европейскую Испанию как Западный халифат. Продолжительность ее жизни, ее конечная форма, последний большой кризис - все это следовало той же органической закономерности, что и у других.

Примерно пять веков спустя в отдаленных районах Мексики и Перу начинаются знакомые сейчас проявления другой высокой культуры. Это самая трагическая судьба из всех, что мы когда-либо видели. Около 1000 г. н.э. родилась европейская культура, которая уже при рождении отличается от других необыкновенной интенсивностью самовыражения, толканием на все расстояния как в духовной, так и в физической сфере. Ее первоначальный ландшафт был даже во много раз больше, чем размеры ее предшественников, и с этой базы, в середине своей жизни, она вступает в эпоху открытия, в которой находит для себя границы самого земного шара, и превращает мир в объект своей политики.

Ее испанские представители в двух воинских оркестрах Кортеса и Писарро открыли для себя цивилизацию Мексики и Перу. Две великие империи - Мексика и Перу - с социальными формами, экономико-политической организацией, транспортом, коммуникациями, городской жизнью - все развились до предела для этой души, и испанцы казались наивными варварами. Но техническая незаинтересованность этих империй сделала их беспомощными перед малочисленными пушками и лошадьми захватчиков. Последним актом этой Культурной драмы является ее уничтожение через несколько лет захватчиками из другого мира. Это завершение поучительно в отношении того внимания, которое Дух Мира уделяет человеческим ценностям и чувствам. Какой пророк осмелился бы сказать последнему ацтекскому императору, окруженному помпой мирового исторического значения, облеченному в силу мира, что за короткое время джунгли покорят его города и дворцы, что его армии и системы управления империей исчезнут до натиска нескольких сотен варваров?

Мачу-Пикчу, Перу https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/38/Sunset_across_Machu_Picchu.jpg
Мачу-Пикчу, Перу https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/38/Sunset_across_Machu_Picchu.jpg

Каждая Культура - душа отмеченная индивидуальностью, от других ничего не требует, но и им ничего не дает. Мы видели, как западные народы доказали жизненную пригодность европейской культуры в своих крестовых походах против высокоцивилизованных сарацинов, мавров и турков. Мы видели, как германские народы на Востоке и их братья вестготы на Юге постоянно отталкивали варварских славян и цивилизованных мавров на протяжении веков. Мы видели, как западные корабли и западные армии превращают весь мир в объект добычи для Запада. Таковы были отношения Запада с теми, кто находится за его пределами.

В рамках культуры возникло готическое христианство, трансцендентные символы империи и папства, готические соборы, раскрытие тайн мира души и мира природы в монастырских кельях. Культура-душа сформировала для своего собственного выражения народы Запада. Каждая из них придавала индивидуальность, и, наконец, каждая думала, что она сама по себе является культурой, а не просто органом культуры. Города выросли из селений готической эпохи, а из городов вырос интеллект. Старая проблема взаимоотношений Разума и Веры, центральная проблема раннего Учения, по-видимому, медленно решается в этих городах в пользу Примата Разума. Готические времена стали подчиняться идее государства. Жизнь постепенно экстернализируется: политические проблемы выходят в центр, разрабатываются новые экономические ресурсы для поддержки политических конкурсов, старые метаморфозы сельскохозяйственной экономики превращаются в индустриальную экономику. В конце этого пути стоит призрачная и ужасающая Идея: Деньги.

Другие культуры также стали свидетелями того, как это явление проявляется на той же стадии и приобретает схожие масштабы. Медленный рост их значимости приравнивается к постепенному самоутверждению Разума против Веры. На самом высоком уровне Деньги, связанные с рационализмом, борются за господство над жизнью культуры с силами государства и традициями, обществом и религией. В ходе нашего краткого визита в межзвездное пространство мы обнаружили позицию отстраненности, откуда мы видели, как эта грандиозная жизненная драма разворачивается в семи высоких культурах, и каждая из семи преодолевает последний большой кризис двухвековой давности. Мексиканско-перуанская цивилизация преодолела внутренний кризис только после того, как мародеры вышли из голубого моря.

Великий кризис Запада, разразился с Французской революцией и последовавшими за ней явлениями. Наполеон был символом перехода культуры в цивилизацию - цивилизацию, жизнь материальной, внешней, силовой, гигантской экономики, армий и флотов, огромных чисел и колоссальной техники, над культурой, внутренней жизнью религии, философии, искусства, господства внешней политики и экономики в строгой форме и символизме, строгого ограничения животного-представителя в человеке, чувства культурного единства. Это победа Рационализма, Денег и великого города над традициями религии и власти, интеллекта над инстинктом.

Все это мы видели в предыдущих высоких культурах, когда они приближались к своему последнему жизненному этапу. В каждом случае кризис разрешался возрождением старых сил религии и власти, их победой над рационализмом и деньгами и окончательным объединением народов в Империю. Двухсотлетний кризис в жизни великого организма вылился в гигантские войны и революции. Вся Культурная энергия, которая прежде входила во внутренние творения мысли, религии, философии, науки, художественных форм, великой литературы, сейчас уходит во внешнюю жизнь экономики, войны, техники, политики. Символизм власти преуспевает на самом высоком месте в этой последней фазе.

Но в этот момент мы внезапно возвращаемся на поверхность земли. Больше не будучи обособленными, мы должны участвовать в великой Культурной драме, независимо от того, хотим мы того или нет. Наш единственный выбор - участвовать в качестве субъекта или объекта. Мудрость, которая исходит от знания органической природы высокой культуры, дает нам ключ к событиям, происходящим на наших глазах. Она может быть применена нами, и наши действия могут тем самым стать значимыми, в отличие от оппортунистической и старомодной политики глупости, которая попыталась бы вернуть Западную цивилизацию на свой путь, потому что глупые головы неспособны приспособиться к новым господствующим идеям.