На протяжении двух столетий город Афины были не только центром политической власти в регионе, но и очагом интеллектуальной деятельности.
Здесь наблюдался небывалый расцвет философии, литературной культуры и искусства и это, само собой, оказало глубокое влияние на развитие западной цивилизации.
В классической греческой культуре доминировали достижения афинских мыслителей, художников и писателей, которые развили эстетические ценности ясности, формы и принципов равновесия, воплощенные в классической архитектуре. Также наблюдалось развитие сравнительно новой литературной формы искусства - драмы, которая возникла в результате религиозных представлений хора в честь бога виноделия Диониса.
Рождение драмы.
К началу классической эпохи, религиозные представления изменились от музыкальных церемоний к чему-то более похожему на то, что мы сейчас зовем драмой. В сюжет были добавлены актеры, у каждого была своя роль, и это было уже целое представление, а просто повествование.
Такая новая форма развлечений была чрезвычайно популярна и стала центром внимания ежегодного весеннего фестиваля Дионисии, который проходил в течение нескольких дней в специально построенном театре под открытым небом вместимостью 15 тысяч человек.
Имена трёх драматургов были всегда на слуху в то время, это: Эсхил (525/524-456/455 гг. до н. э.), Еврипид (484-406 гг. до н. э.) и Софокл (496-406 гг. до н. э.). За их плечами несколько сотен спектаклей.
Эсхил, как самый ранний из трех великих трагиков, обычно считается новатором. Заслугами Эсхила можно назвать увеличение числа актеров в пьесах, которые взаимодействовали в диалоге, что породило идею драматического конфликта.
Там, где раньше хор представлял действие драмы, теперь в центре сцены оказались актеры, и хор взял на себя роль фонового оформления. Движение в сторону большего реализма было поддержано Еврипидом, который еще больше сократил роль хора и представил персонажей с более сложным взаимодействием между собой.
Произведения Софокла.
Из трех великих драматургов именно трагедии Софокла, афинского поэта и драматурга, стали рассматриваться как кульминация классической греческой драмы.
К сожалению, из 123 написанных им трагедий, до наших дней дошли только 7. Лучшей пьесой Софокла считается "Царь Эдип". Пьеса считается воплощением классической афинской трагедии. Она следует установленной формальной структуре: пролог, за которым идет введение персонажей, потом разворачивается сюжет через серию эпизодов, перемежающихся с комментариями из хора, а завершает пьесу заключение.
Как правило, трагедией такого рода была история героя, страдающего от несчастья, которое приводит к его гибели (традиционно от рук богов или судьбы). Однако, по мере развития классической трагедии, изменение судьбы героя все чаще изображалось как результат слабости или ошибки в характере главного героя - так называемого "рокового недостатка".
Пьеса "Царь Эдип" получила немедленное одобрение афинской публики и была воспринята Аристотелем как, пожалуй, самая прекрасная из всех классических греческих трагедий того времени. Умелое обращение Софокла со сложным сюжетом, посвященным темам свободы и воли, роковому изъяну благородного характера, не только задало общий тон классической драме, но и послужило основой для последующей западной традиции драматургии.
После смерти Софокла, драма продолжала оставаться центральной частью культурной жизни, но похвалы и восторженные отзывы теперь чаще доставались продюсеру или актерам, чем самому писателю.
Комедии древнегреческого комедиографа Аристофана также помогли заполнить пустоту, образовавшуюся в результате отсутствия великой трагедии, интерес к драме постепенно возвращался. Однако, и сегодня трагедии классического греческого периода остаются значительными из-за психологического исследования характера. С тех пор сохранившиеся произведения афинских трагедийцев были возрождены в эпоху Просвещения и регулярно исполняются, а их темы и рассказы по-новому интерпретируются многими писателями.
Поэтика Аристотеля.
Поэтика древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - трактат об искусстве трагедии. Он рассматривал трагедию как имитацию действия, которое должно вызывать жалость и страх. Эти эмоции поддаются очищению и переосмыслению. Качество подобной трагедии определяется шестью элементами: сюжетом, характером, мыслью, дикцией, спектаклем и мелодией.
Сюжет должен представлять собой "единство действий", у которого есть начало, середина и конец. По меньшей мере, один из персонажей должен претерпеть изменения в судьбе.
Особое внимание уделяется моральному посланию пьесы. Затем следует дикция и язык, например, использование метафор, и само выступление актера. Зрелище (декорации и сценические эффекты) и мелодия (хор) должны быть неотъемлемой частью сюжета и только усиливать образ персонажа.