Как известно, в современном обществе все превратилось в товар и атрибут китча. Мы находимся в вечной «гонке вооружений», только вместо ядерных боеголовок у нас продукты потребления. Таким «гонкам вооружений» присуща вечная погоня представителей, как правило, верхних слоев социальной иерархии, за еще недоступными «тупым массам» товарами, услугами, произведениями искусства и т.д. Так было всегда, и увы, так, видимо, всегда и будет, и тут уж ничего не попишешь. В кинематографе такое намеренное сегрегирование представителей элиты и квазиэлиты проявляется в самозабвенном дроче на фестивальные и артхаусные фильмы, понять которые глупому охлосу невозможно. Первыми в современной России, кто это поняли и успешно поставили на конвейер - тандем Роднянского и Звягинцева.
Фильмы Звягинцева - это образцовое фестивальное кино: претенциозное, напыщенное, наполненное штампами, граничащее с вульгарностью, полотно. Андрей блестяще отрефлексировал и выработал четкий алгоритм, позволяющий ему раз в несколько лет стабильно выпускать подобные фильмы, кататься по Каннам и Оскарам и оставаться в глазах общественности чуть ли не спасителем тонущей шлюпки с названием «Российский кинематограф».
То, что снимает Звягинцев нельзя назвать плохим, отнюдь нет. У Андрея стабильно шикарная картинка, отличный каст, порой проскакивают интересные режиссерские решения, однако все это не спасает его картины от одной, но глобальной проблемы, которая в один миг аннигилирует все плюсы – пустота.
Фильмы Звягинцева пустые, вот совершенно пустые. При просмотре любой картины Андрея, не отпускает чувство, что снято это было для фестивальной аудитории, без даже маленького намека на попытку что-то сказать своей работой. Только вчера наконец мои ручонки дотянулись до «Нелюбви» и это все из той же оперы. Клянусь, когда в фильме появлялись эпизоды с «невероятно смешной иронией на тренд селфи» (которые, понятно, на какую аудиторию были рассчитаны), я хотел выключить компьютер, закрыть уши руками, бежать на ракестроительный завод рядом с моим домом и попрощаться со всем этим дерьмом, отправившись бороздить просторы холодного, беспощадного космоса. И таких моментов во всех фильмах Звягинцева можно найти вагон. Андрей хорошо знает свою аудиторию и прекрасно на нее работает, начиняя свои ленты поверхностными аллюзиями на религиозные тексты, метафорами, типа-едкими колкостями в сторону трендов современного общества и прочим, что может создать иллюзорную глубину совершенно пустой картины.
Андрей Звягинцев, как всем известно, находится под протекцией Александра Роднянского, который дал режиссеру практически все для того, чтобы тот мог просто творить и ни о чем больше не думать. Показательно, что даже при таких возможностях, которыми обладает умопомрачительно талантливый продюсер Роднянский, Андрей снимает те картины, которые снимает.
Картины Звягинцева не имеют никакой культурной ценности. Они не нужны, в общем то, никому. Массовому зрителю такие картины не всрались, пресловутым квази-интеллектуалам они нужны только как способ упомянуть их в разговоре с чернью, но точно не как способ провести интересный вечер за просмотром кино, короче, если долго и внимательно смотреть на фильмы А.З, то можно увидеть Левиафана, во взгляде которого ничего кроме зияющей пустоты нет.
Вот мы и получаем на выходе, что Звягинцев – это очень успешный, без сомнения, обладающий талантом, умный, крайне успешный ремесленник, коллаборирующий с и вовсе запредельным продюсером Александром Роднянским.
Печально все это.
Источник: https://vk.com/blogpavle