Когда мы говорим о цифрах, характеризующих социально-экономическую ситуацию, на первое место выходит вопрос о том, кто как считает и какими данными пользуется.
Даже за последние два-три месяца мы наблюдали немалое количество разночтений. Публично озвученные цифры по одним и тем же показателям противоречили друг другу. Пресс-секретарь президента Песков замучился отвечать на вопросы и заявлять о несогласии Кремля с конкретными данными.
Федеральное правительство поставило задачу снизить в 2019 году долю бедных (живущих на доходы ниже прожиточного минимума) нижегородцев до 8,7 процента. Региональный минэкономразвития заявляет, что достичь этого показателя не удастся, он останется на прежнем уровне – 9,5 процента. С точки зрения математики это ерунда – меньше процента. С точки зрения жителей, которых это касается, разница существенная.
В том, что не удастся достичь каких-то показателей, для регионального правительства нет никакой проблемы. Если будет нужно – они посчитают по другой методике.
Куда более важно то, какие меры принимаются, чтобы люди стали более обеспеченными. А меры эти нельзя считать достаточными. Более того, и те, что озвучены, остаются без реализации. Летом мы обсуждали планы создания реестра бедных нижегородцев – и где этот реестр?
Цифрами оперировать легко. Я как человек, профессионально занимающийся статистическим анализом, уверяю вас, что могу сделать любые показатели.
Власть не представляет себе объективной ситуации, на всех уровнях мы видим манипуляции и монтирование цифр. Спрос не очень строгий – дают более реальные показатели, спрос ужесточается – цифры улучшаются. И так не только с бедными людьми, а во всем – от обеспечения лекарствами до роста объемов производства.
Какой смысл во вчерашнем заявлении губернатора Никитина о том, что он будет увольнять за срыв сроков реализации нацпроектов? Вот интересно – на федеральном уровне ответственных нет. На региональном – ответственный как бы губернатор. Но многое ли от него зависит?
Большая часть денег для исполнения федеральных программ уходит целенаправленно в госкорпорации, в тот же «Ростех» на конкретные цели. Как губернатор может повлиять на их расходование? А что может сделать глава, скажем, Гагинского района? Да вообще ничего. У него и денег-то нет.
Так что заявление красивое, но не стыкующееся с реальностью.
Максим Лубяной