Дошла очередь до одного из самых именитых писателей-фантастов XX века. Поговорим о жизни и творчестве сэра Артура Чарльза Кларка.
Кларк родился в семье ветерана Первой мировой. В 10 лет он впервые познакомился с научной фантастикой благодаря номеру журнала Amazing Stories.
После школы он работал аудитором в казначействе, параллельно занимаясь популяризацией идеи космических полетов. Постепенно эта деятельность сделала его главой Британского межпланетного общества (организации, занимавшейся пропагандой космонавтики и научными исследованиями по теме).
Во время войны Артур служил в ВВС. Там он приложил руку к созданию авиационного радара, что впоследствии помогло ему поступить в университет и с отличием закончить его по специальности «физика и математика».
Уже став известным писателем, Кларк поселился на острове Цейлон (будущая Шри-Ланка), где и проживал до самой смерти. Здесь он увлекся плаванием с аквалангом и изучением подводного мира. Это, кстати, нашло отражение и в его позднем творчестве.
Последствия перенесенного полиомиелита приковали его к креслу. В начале 80-х ему был поставлен диагноз «постполиомиелитный синдром».
Кларк в свое время занимал ту же медийную нишу, которая сегодня принадлежит физику Митио Каку. Он вел несколько популярных передач на телевидении о научной фантастике, о будущем и об открытиях астрофизики («Миры Артура Кларка», «Таинственная вселенная Артура Кларка», «Необычайные способности Артура Кларка»).
В значительной степени Кларк известен во всем мире как автор сценария фильма С.Кубрика «Одиссея 2001 года». Позже писатель переработал его в роман, получивший три книги-продолжения.
С писателем связана не самая приятная история в Советском Союзе. Здесь он пользовался заслуженным уважением, считался «прогрессивным», потому что писал про утопическое будущее, где человек полностью подчинил себе природу, а еще он часто упоминал советских ученых и их космические достижения. За это его издавали большими тиражами. В том числе — в культовом журнале «Техника Молодежи», который возглавлял влиятельный редактор Василий Дмитриевич Захарченко.
Сначала в журнале опубликовали роман «Фонтаны рая». В нем использована идея «космического лифта», которая принадлежала советскому инженеру Юрию Арцутанову (что, кстати, Кларк никогда и ни от кого не скрывал).
Целый год советские любители НФ наслаждались ранее нигде не публиковавшимся на русском романом. Все прошло отлично. Кларк побывал в СССР, где его с большими почестями встретили.
Дальше наступил черед книги «2010: Одиссея Два». Вышло целых два номера с романом, после чего его публикация неожиданно и без каких-либо объяснений прекратилась.
Некоторое время причины этого оставались загадкой для читателей, пока в начале 90-х не стали известны детали произошедшего.
Как оказалось, писатель зашифровал в книге своеобразную «фигу в кармане»: фамилии практически всех советских персонажей отсылали к фамилиям на тот момент сидевших или пребывавших в ссылке диссидентов. Причем Кларк даже не стал ждать окончания публикации романа — стал хвастаться тем, как обвел вокруг пальца советскую цензуру в западной прессе.
Карьере великого редактора Захарченко пришел мгновенный конец. Журнал «Техника Молодежи» едва сумел избежать закрытия. Сам Кларк позднее написал извинение перед Захарченко (который организовывал его приезд в СССР и принимал автора у себя дома) в предисловии третьего романа-продолжения «Одиссеи».
Впрочем Кларка, можно сказать, настигла карма, поскольку экранизация романа «2010: Одиссея Два» с треском провалилась в прокате, а особой популярности романы-продолжения так и не снискали.
Кларку принадлежит идея сети спутников связи, расположенных на геостационарных орбитах. С тех пор ее на Западе называют «орбитой Кларка».
Всего печатной машинке Кларка принадлежит около 80 романов. Самыми известными считаются четыре: «Конец детства» (1953), «Город и звёзды» (1956), «Свидание с Рамой» (1973), «Фонтаны Рая» (1979).
Кларка, Азимова и Хайнлайна называют «большой тройкой» фантастов, поскольку они серьезнее других повлияли на жанр в середине прошлого века. Кстати, с Азимовым писатель заключил своеобразный «секретный пакт», в рамках которого они называли «лучшими фантастами современности» исключительно друг друга. Впрочем, секретным он пробыл всего несколько лет — из-за болтливости Кларка.
В 2000 году писатель произведен королевой в рыцарское звание с формулировкой «за заслуги перед литературой».