Автодида́кт слово древнегреческое, состоящее из двух частей автос — сам, а дидактос — обученный. Что приводит нас к выводу, что автодидакт это по-простому — самоучка.
Меня всегда привлекало самообразование, но, как я уже поделилась в прошлых статьях о самообучении, обычно, классическое обучение и самостоятельное дают самый эффективный результат. Конечно, это зависит от индивидуальных предрасположенностей обучающегося.
Ниже я расскажу о трех выдающихся самоучках, может, их опыт и достижениях вдохновят вас заняться чем-то новым или глубже изучить то, что вам уже известно.
Мели Пеннингтон
Хочешь узнать, как наносить накладные ресницы? Тебе повезло. На YouTube существует более 7 миллионов учебных пособий по макияжу.
Но когда визажист Мели Пеннингтон достигла совершеннолетия в Алабаме в 80-х, у нее были только журналы, чтобы тщательно изучить это. Она подражала стилю «Новой волны», и, хотя в ее консервативном католическом доме не одобряли её пристрастия, она говорит:
Моя мама терпела это, потому что в остальном я была хорошей девочкой.
Пеннингтон специализировалась на истории искусства в колледже, что дало ей более широкие ориентиры и идеи о красоте, которые выходят за рамки. Она многому научилась в 90-х, обучаясь у Дика Пейджа, легендарного британского визажиста, который сейчас является художественным руководителем Shiseido.
Это была эпоха гранжа, и он был известен как «без макияжа ». Она обращалась к коллегам за советом.
Если мне нужно было выяснить конкретную технику, я пыталась найти кого-то, кто бы это делал, и поучиться у них. Фотографы также помогли отточить моё ремесло, они так много показали мне на протяжении многих лет.
Мели работала с фотографом Патриком Демаршелье, например, и её стиль был представлен в Vogue, Glamour, Allure и Nylon, ставящие ее на вершину успеха в высокой моде.
Отдых на вершине не типичен для самоучек. Они любят прыгать на другие вершины. В 2011 году Пеннингтон открыла свой блог Wild Beauty. Там она исследует «взаимодействие красоты и культуры с точки зрения творческого инсайдера, рассматривая практики тщеславия, искусство, историю, технологии».
В «Дикой красоте» она написала о туалете доисторической сибирской принцессы, настоящей модели «Женщины в золоте» Густава Климта и о противоречии между нашим интересом к красоте и нашим отвращением к тому, что является подделкой. «Мы любим красоту, но боимся быть одураченными её силой», — пишет она.
Учащиеся, ориентированные на себя, знают, что применение опыта из одной области может привести к успеху в новых и разных областях и задачах. В 2014 году Пеннингтон стала директором по макияжу в Kokko, стартапе по точности цветопередачи. Компания работает над приложением, которое порекомендует клиентам идеально подобранные тона кожи на основе их селфи.
Пабло Кубарле
Когда ему было 19 лет, Пабло Кубарле влюбился в виолончель.
Все говорили мне: «Уже слишком поздно для тебя начинать».
Мне было все равно.
Он нашел учителя в Буэнос-Айресе, в 12 часах езды на автобусе от своего родного города Кордовы. У него был урок раз в месяц. В то время как хороший учитель является важнейшим компонентом изучения музыкального инструмента, то, как Кубарле проводил остальные 29 дней в месяце, было самостоятельным выбором. Он решил вставать в 5:30 утра и практиковаться от восьми до 10 часов. Спустя шесть месяцев он играл с местным струнным квартетом.
Известный виолончелист Вольфрам Кессел впервые услышал Кубарле, когда приехал в Кордову, чтобы провести мастер-класс в то время. Когда он вернулся через два года, он был шокирован тем, насколько Кубарле стал лучше. Кессель пригласил его в Нью-Йорк на учебу с ним на месяц.
Когда ему исполнилось 24 года и он поселился в Нью-Йорке, Кубарле понял, что, несмотря на все, чего он достиг, он никогда не будет так же хорош, как музыканты, начинавшие в 5 или 6 лет. Хотя он играл профессионально, он решил, что если он будет преследовать его собственную музыку он сможет отличиться. Он сформировал альт-поп группу под названием Contramano и, по его словам, больше никогда не брал уроков музыки.
Его автодидактическая полоса, однако, не оставалась бездействующей. Кубарле не хотел нанимать звукозаписывающую студию, поэтому он учил себя музыкальному программному обеспечению. Как и с виолончелью, он стал опытным спустя шесть месяцев и продолжал совершенствоваться.
Я озвучивал первый альбом Contramano 36 раз. Возможно, они звучали одинаково, но для меня каждая версия сильно отличалась от других. Я хотел лучшую.
Профессия музыканта, увы, не помогала оплачивать счета. Поскольку он был женат на фотографе, которая регулярно нуждалась в ретушёре, Кубарл научился работать в Photoshop. После просмотра онлайн-уроков он начал получать хорошо оплачиваемые задания. В отличие от обучения игре на виолончели или написанию песен, в его мастерстве Photoshop не было жгучего желания. Ему просто нужно было зарабатывать деньги. Тем не менее, он полагает, что вошёл в систему, которую очень прославляют: 10000 часов.
В 34 года Кубарл снова влюбился. На этот раз это был теннис. Он купил лучшую ракетку и 10 DVD, каждое из которых объясняет отдельный удар, он практиковался у стены.
Людям нравится учитель рядом с ними, говорящий им, что делать. Но это происходит слишком быстро: если вы хотите перемотать назад, тренер уже ушел! С DVD вы можете вернуться миллион раз, пока не поймете правильно».
Он был одержим. В течение двух лет он играл в теннис по три часа в день. Серийное доминирование Кубарла в трудных занятиях поднимает вопрос: он гений, сказочно упорный или немного и того, и другого?
Джош Кляйн
«В Интернете никто не знает, что вам 10 лет, говорит Джош Кляйн, поэтому, когда вы даёте людям тупой ответ, они говорят вам, что это глупый ответ». Ранняя способность воспринимать критику от анонимных взрослых обострила то, что Кляйн теперь считает одной из двух своих движущих качеств: аналитическая склонность.
Другой — смелость. Кляйн начал терпеть неудачи в математике в средней школе, потому что он предпочитал проводить свои ночи, взламывая содержание курса местного университета для изучения криптографии.
«Образование в целом не работает для меня», — говорит он.
Я был в одаренных и обездоленных классах одновременно. Если занятия были скучными, я не делал работу, а большинство были скучными. Учителя подчеркивали факты, но, особенно с ростом Интернета, критическое мышление казалось гораздо более важным, чем запоминание чего-то, что можно было найти в любое время.
Кляйн хотел поступить в колледж, но его семья боролась с расходами. Он получил письменную стипендию на первый год, но не имел права на другую финансовую помощь. Он определил, какая специальность может быть завершена в кратчайшие сроки, взял около 22 кредитов в каждом семестре и получил высшее образование за два с половиной года.
Его ранний интерес к компьютерам принес ему работу в первом механизме электронной коммерции, а затем должность в Microsoft.
С тех пор он развил многогранную карьеру в качестве технического консультанта, хакера, преподавателя STEM, консультанта и телеведущего. Кляйна можно назвать «метаавтодидактом», поскольку он изучает свое собственное поведение, чтобы понять свои источники мотивации и познания.
Например, он контролирует, что он ест, сколько и когда он тренируется, и его потребление кофеина, помимо других мер, чтобы оптимизировать свою производительность.
Это количественное определение, думает он, может помочь ему достичь его многочисленных целей:
Я хотел лучше говорить по-исландски, поэтому я поставил цель 10 минут в день. Я думал, что это поможет всем моим усилиям, если я буду медитировать в течение 10 минут. И я решил, что мне следует читать больше технических журналов .
Он смог сохранить шесть таких целей в течение пяти месяцев, прежде чем его режим распался. «Модель деградации была интересной, потому что я не перераспределял ресурсы, я просто меньше спал, пока не стал слишком уставшим».
Клейн обнаружил, что время и состав задач имеют значение.
Мне удалось втиснуть одну или две дополнительные интеллектуально напряженные вещи и одну или две физически напряженные вещи. Я просто пытался придумать, как перенастроить график, чтобы сделать меня более эффективным.
Кляйн планирует применить результаты своей эффективности к другим предметам из своего списка: искусственный интеллект, финансы, скейтбординг, японская кулинария, испанский и деревообработка.
«Мы живем во время, когда наш доступ к образованию и информации практически бесконечен, поэтому отсутствие обучения кажется мне пустой тратой».
Такие три разные творческие личности, которые на своём примере показывают нам, что у самообучения есть разные подходы и стратегии, для себя я выявила общий знаменатель успеха каждого их них — страсть к своему делу, упорство и нежелание сдаваться.
Надеюсь, и вы нашли для себя что-то полезное. Благодарю за уделённое внимание, до встречи.