Как умирают дома? Не только от многолетнего износа, но и от того, что оттуда уходит жизнь, исчезает вековая память людей.
Несколько лет назад я успел застать дом прадеда, что был на углу улиц Макарова и Луначарского в Звенигороде.
Соколовы появились на этой земле в конце 70-х годов XIX века. Отслужив в Санкт-Петербурге в Лейб-Гвардии Семеновском полку 15 лет, прадед с женой обосновался в Звенигороде, всех детей крестили они уже в Вознесенской церкви.
Вот, какой документ, мне удалось найти в Главархиве г. Москвы (ЦИАМ. Ф. 740. Оп. 3. Д. 189):
“В Звенигородскую Городскую Управу От Отставного горниста приписанного в Звенигородские мещане Николая Алексеева Соколова
Прошение
Желаю я на вновь купленной мною земле находящейся в гор Звенигороде на Нижнем посаде на Загородной улице построить деревянный одноэтажный дом шириною по улице 8 и длиною в огород 8 аршин и покрыть соломою с примесью глиняно-известкового раствора сзади дома поставить сени (неразборчиво), а также и надворное строение.
Представляя усего фасад постройки в двух экземплярах я имею честь просить Городскую Управу разрешить мне произвести оное.
Сентября дня 1879 года
Отставной горнист Николай Алексеев Соколов, а по безграмотности его расписался мещанин Александр Соколов.”
Напомню, арши́н - старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м. То есть размеры этого сооружения были примерно 6х6 метров.
Но первый дом недолго простоял, в 1897 году моя прабабушка звенигородская мещанка Надежда Федоровна Соколова подает прошение, разрешить ей построить на земле мужа (630 саженей) на 1-й Загородной улице деревянный дом.
Я впервые увидел его в 60-х годах XX века, изба была поделена на 2 семьи, в одной половине проживали мои родственники Сергеевы, к ним мы часто приезжали погостить, Ольга Кирилловна была сестрой моей бабушки Дарьи Кирилловны.
А 14 февраля 1899 года именно сюда дед Николай Николаевич привел жену Марию Николаевну Субботину, в этом браке родились восемь детей, а овдовев в 1923, дед женился повторно в 1924 году на Дарье Кирилловне.
Я очень люблю рассматривать одну старинную фотографию Звенигорода, на которой мужчина по улице Московской везет воз с бревнами. Кажется, что это дед или прадед скоро повернет налево, на Загородную улицу, где строится новое жилище Соколовых.
Но грянули другие времена.
Дом и землю конфисковали в 1931 году, деда сначала выслали, а затем в 37-м и вовсе дали 10 лет лагерей. Бабушка подала на развод и с 2-мя маленькими детьми перебралась в Москву.
В списке объектов культурного наследия Звенигорода числится дом Соколовых, но это бывшее жилище брата деда, Федора Николаевича Соколова, который в 1909 поставил на участке еще один дом.
Герой нашего рассказа просуществовал до 2013 года, когда троюродный брат разобрал половинку Сергеевых, соседи раньше снесли.
В интернете удалось найти фотографию с видом на участок прадеда, который он купил в 1870-х годах. Сейчас это собственность трех семей. Фото сделано из окна построенной рядом многоэтажки, цивилизация наступает, патриархальный Звенигород исчезает.
Иногда задаю себе вопрос, хотел бы я жить в большом доме с видом на землю Соколова Николая Алексеевича?
Наверно, нет, cлишком много горя было тут.
Больно.
Это, как жить с видом на кладбище.