Владимир Буковский, умерший в возрасте 76 лет, был советским диссидентом, критиком Владимира Путина и борцом за права человека. Он разоблачил советское использование психиатрии против политических заключенных и тем самым сыграл ключевую роль в подрыве коммунизма в Восточной Европе. Буковский всегда был скромен в своих достижениях. Однажды он сказал, что именно глупость тех, кто правил Советским Союзом, привела к его падению. Он провел 12 лет в череде тюрем, трудовых лагерей и психиатрических больниц. КГБ был его заклятым врагом. Они ненавидели его, а он ненавидел их. В конце концов, в 1976 году они выгнали его из страны. Буковский сравнивал свою борьбу с Кремлем с борьбой сибирского медведя, который постоянно лезет на дерево, чтобы добраться до куска падали. На пути стоит большой, тяжелый деревянный блок. Медведь отбрасывает дерево в сторону и получает удар по голове сбоку. Разъяренный, он бьет по дереву сильнее, с более болезненным результатом. В конце концов медведь падает без сознания с дерева. "Это приблизительное описание моих отношений с сильными мира сего", - писал он.
И все же иногда медведь побеждал. Именно Юрий Андропов - начальник КГБ и будущий глава политбюро - разработал секретный план использования психиатрических лечебниц для “лечения” диссидентов. Она была основана на убеждении Никиты Хрущева, что антисоветское сознание-это психическое заболевание. Политические оппоненты, в том числе Буковский, были задержаны без суда и следствия. Апелляции не было. Им вводили психотропные препараты. Именно Буковский обратил внимание Запада на эту отвратительную практику. Кампания по ее прекращению стала требованием правозащитных групп во время холодной войны. Советский Союз в конце концов отказался от этой государственной политики.
Буковский описывал свой упрямый характер как нечто данное природой. Он родился на Урале, в Автономной Республике Башкирия (ныне Башкортостан). Его родители, Константин и Нина, оба журналисты, бежали от немецкого наступления и вернулись в Москву после окончания войны. Буковский вырос в переполненной коммуналке, где бабушка читала ему сказки Пушкина и Братьев Гримм. Его юность совпала с бурным периодом в советской политике. В 1956 году, когда Буковскому было 14 лет, Хрущев перед XX съездом партии признал, что Сталин убил миллионы людей. Еще один поворотный момент наступил в том же году, когда советские танки подавили венгерское восстание. Буковский был в полном сочувствии к своим венгерским сверстникам, сражающимся на улицах. Его первым актом неповиновения было создание школьного литературного журнала. В 1960 году он и двое его друзей начали поэтические чтения, ранее запрещенные, перед статуей Владимира Маяковского. Эти собрания стали популярными; КГБ, как криво заметил Буковский, был вынужден читать Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Николая Гумилева. Буковского вызвали на допрос. Его родители, ортодоксальные члены партии, были встревожены. Московский университет его выгнал. Тогда, в 1961 году, КГБ впервые арестовал Буковского. Это было началом долгой Одиссеи через советскую систему наказаний. Он находился в предварительном заключении в Лефортовской тюрьме, а затем был доставлен в печально известный московский Институт имени Сербского для психиатрической экспертизы. Внутри Буковский обнаружил других политзаключенных. Врачи сказали ему, что его конфликт с обществом означает, что он сумасшедший, параноик. Буковский был образцовым заключенным. Он читал Диккенса по-английски, очаровал пожилого подполковника и стал экспертом по советскому праву. В конце концов его отпустили. Однако в 1965 году КГБ снова арестовал его после акции протеста на Пушкинской площади. Затем последовал суд и новые трудовые лагеря. Он был отправлен в Ленинград, Владимир и Пермь; его репутация неисправимого врага государства росла. Буковский научился манипулировать системой и научил других делать то же самое. Он объявлял голодовку 20 раз. Иногда это срабатывало: в одном лагере вся тюрьма, включая профессиональных преступников, присоединялась к нему в попытке улучшить медицинское лечение. Но по большей части - нет. В Лефортово, через 12 дней голодовки, надзиратели насильно кормили его через нос, что было очень болезненным опытом.
Буковский описывал свой упрямый характер как нечто данное природой. Он родился на Урале, в Автономной Республике Башкирия (ныне Башкортостан). Его родители, Константин и Нина, оба журналисты, бежали от немецкого наступления и вернулись в Москву после окончания войны. Буковский вырос в переполненной коммуналке, где бабушка читала ему сказки Пушкина и Братьев Гримм. Его юность совпала с бурным периодом в советской политике. В 1956 году, когда Буковскому было 14 лет, Хрущев перед XX съездом партии признал, что Сталин убил миллионы людей. Еще один поворотный момент наступил в том же году, когда советские танки подавили венгерское восстание. Буковский был в полном сочувствии к своим венгерским сверстникам, сражающимся на улицах. Его первым актом неповиновения было создание школьного литературного журнала. В 1960 году он и двое его друзей начали поэтические чтения, ранее запрещенные, перед статуей Владимира Маяковского. Эти собрания стали популярными; КГБ, как криво заметил Буковский, был вынужден читать Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Николая Гумилева. Буковского вызвали на допрос. Его родители, ортодоксальные члены партии, были встревожены. Московский университет его выгнал. Тогда, в 1961 году, КГБ впервые арестовал Буковского. Это было началом долгой Одиссеи через советскую систему наказаний. Он находился в предварительном заключении в Лефортовской тюрьме, а затем был доставлен в печально известный московский Институт имени Сербского для психиатрической экспертизы. Внутри Буковский обнаружил других политзаключенных. Врачи сказали ему, что его конфликт с обществом означает, что он сумасшедший, параноик. Буковский был образцовым заключенным. Он читал Диккенса по-английски, очаровал пожилого подполковника и стал экспертом по советскому праву. В конце концов его отпустили. Однако в 1965 году КГБ снова арестовал его после акции протеста на Пушкинской площади. Затем последовал суд и новые трудовые лагеря. Он был отправлен в Ленинград, Владимир и Пермь; его репутация неисправимого врага государства росла. Буковский научился манипулировать системой и научил других делать то же самое. Он объявлял голодовку 20 раз. Иногда это срабатывало: в одном лагере вся тюрьма, включая профессиональных преступников, присоединялась к нему в попытке улучшить медицинское лечение. Но по большей части - нет. В Лефортово, через 12 дней, надзиратели насильно кормили его через нос, что было очень болезненным опытом.
Его автобиография под названием "И возвращается ветер", дает яркий портрет жизни в советской тюрьме. Он писал: "Странное что-то происходит и со временем. С одной стороны, время несется стремительно, поражая этим твое воображение. Весь нехитрый распорядок дня с обычными, монотонно повторяющимися событиями: подъем, завтрак, прогулка, обед, ужин, отбой, подъем, завтрак, прогулка, обед, ужин, отбой - сливается в какое-то желто-бурое пятно, не оставляющее никаких воспоминаний, ничего, за что могло бы зацепиться сознание. И вечером, ложась спать, человек, хоть убей, не помнит, что же он весь день делал, что было на завтрак или на обед. Более того, сами дни неразличимы, полностью стираются из памяти, и замечаешь вдруг, будто кто тебя толкнул: батюшки, опять баня! - это значит семь, а то и десять дней пролетело. Так и живешь с ощущением, будто каждый день у тебя баня. С другой стороны, это же самое время ползет удивительно медленно: казалось, уже год прошел - ан нет, все еще тот же месяц тянется, и конца ему не видно."
К 1976 году тюремные начальники стали бояться Буковского. Они верили, что одно его присутствие вызовет бунт у других заключенных. Политбюро решило выслать его в Швейцарию, посадив на самолет. Буковский поселился в Кембридже. Его дом, полуразрушенная загородная усадьба на окраине города на Гилберт-Роуд, стал местом паломничества поклонников и тех, кто поссорился с кремлевской властью.
Владимир Константинович Буковский, нейрофизиолог и диссидент, родился 30 декабря 1942 года; умер 27 октября 2019 года Подписывайтесь на мой канал!