Найти тему
Casus Belli

Черная Пуля - самый ужасный самолет Джека Нортропа

Часть XIII. Самый ужасный самолет Джека Нортропа

XP-56 Black Bullet
XP-56 Black Bullet

В феврале 1940 года Авиационный корпус Вооруженных сил США выпустил техническое задание R-40C на разработку одномоторного истребителя, способного достигать скорости 840 км/ч на высоте 4500 м и вести бой с современными европейскими истребителями Bf 109, Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire.

Среди 25 проектов, предложенных семью различными производителями (Vultee Aircraft Inc., два подразделения Curtiss-Wright Corporation, Northrop Aircraft Inc., Bell Aircraft Inc., Republic Aviation Corporation и McDonnell Aircraft Corporation), были инновационные, и даже революционные. На первом этапе комиссия отобрала три наиболее перспективных - разработки Northrop, Vultee и Curtiss-Wright.

Vultee Model 70 (будущий XP-54 Swoose Goose) имел двухбалочную конструкцию с толкающим винтом, Curtiss-Wright Model P-249-C (впоследствии - XP-55 Ascender) был оснащен толкающим винтом и передним горизонтальным оперением.

Нортроп предложил компактную бесхвостку с размахом крыла 13 м, коротким семиметровым фюзеляжем и мощным стрелковым вооружением в носовой части (четыре пулемета Browning M-2 калибром 12,7 мм с боезапасом по 400 патронов на ствол и две 20-мм пушки Hispano-Suiza M-2 с боезапасом по 100 выстрелов на ствол). Впоследствии выяснилось, что именно компактность конструкции и стало ее ахиллесовой пятой: летающее крыло малого удлинения неустойчиво в полете.

-4

Это был первый самолет, при сборке которого использовалась технология Heliarc Northrop: электродуговая сварка деталей из магния в гелиевой среде. Магний был выбран потому, что сулил существенный выигрыш в весе – несмотря на свою потенциальную горючесть и невозможность применения клепки.

XP-56A. Хорошо видна в
XP-56A. Хорошо видна в

XP-56 стал первым самолетом, у которого были толкающие соосные винты противоположного вращения. Хотя техническим заданием предусматривалось применение перспективного двигателя жидкостного охлаждения Pratt&Wittney R-1800, двигателистам так и не удалось довести его. Пришлось искать замену. Нортроп выбрал радиальный двигатель воздушного охлаждения R-2800-29, но он тоже не был доведен, и ждать пришлось довольно долго.

-6

Разумеется, под радиальный двигатель пришлось перепроектировать фюзеляж. Всю его центральную часть занимал огромный вентилятор охлаждения, создававший, помимо прочего, серьезный гироскопический эффект. Одним из недостатков XP-56 (как и любого другого однодвигательного самолета с толкающим винтом) была смертельная опасность, которой подвергался пилот в случае покидания машины в воздухе – летчик попадал под винт. Чтобы избежать этого, перед покиданием машины надо было с помощью пиропатронов отстрелить лопасти.

-7

Долгожданный двигатель был получен лишь в марте 1943 года. В ходе наземных испытаний и подлетов выявилась опасная тряска в трансмиссии (настолько сильная, что винт утратил две лопасти), на устранение которой ушло несколько месяцев: лишь 6 сентября 1943 года первый самолет (42-1786) поднялся в воздух. В тот день машина, окрашенная в алюминиевый цвет совершила два вылета. Впечатления пилота Джона Майерса о полете были ужасными. Летчику приходилось постоянно и с большим усилием тянуть ручку на себя, а машина в это время постоянно пыталась отклониться от выбранного направления. Сразу же стало ясно, что, несмотря на наличие вертикального оперения и опущенные законцовки крыльев, XP-56 страдает недостатком путевой устойчивости, а на снижении и посадке имеет тенденцию к пикированию.

-8

После изменения конструкции киля XP-56 снова поднялся в воздух 8 октября. Самолет вел себя лучше, но устойчивости ему по-прежнему недоставало. Совершив два прохода над взлетной полосой на высоте нескольких метров, летчик-испытатель попытался посадить машину, и в этот момент самолет бросило влево, пневматик шасси взорвался, и XP-56 перевернулся вверх колесами. К счастью, пилот остался жив, отделавшись травмами спины и лодыжки. От смерти его спас шлем для игры в поло, который он носил "на удачу".

-9

Второй прототип (XP-56A 42-38353), с увеличенным размахом крыльев, увеличенным килем и усиленными шинами, совершил семь более-менее успешных полетов. Увы, проектной скорости (750 км/ч) достичь не удалось даже близко. На 340 км/ч начиналась сильная тряска, грозившая разрушением машины.

XP-56A
XP-56A

Самолет по-прежнему страдал от недостатка путевой устойчивости, перетяжеленного управления и эффекта реверса рулей. Окончательную точку в истории XP-56 поставило появление реактивных двигателей. После совершения последнего полета 11 августа 1944 года Black Bullet был передан Смитсоновскому институту. 31 января 1946 года программа была окончательно закрыта.

-11

Продолжение следует...

Части 1-10 - Что было до Нортропа

Часть 11. Как появился самолет за миллиард долларов

Часть 12. Японский огурец и желтый джип

Часть 13. Самый ужасный самолет Джека Нортропа

Часть 14. Первый американский ракетоплан

Часть 15. "Летающий баран"

Часть 16. "План Б" Дядюшки Сэма

Часть 17. Последний полет Макса Константа

Часть 18. XB-35 - "Большая летучая мышь"

Часть 19. Как угробить гениальный проект

Часть 20. EB-35B: тянитолкай

Часть 21. YB-49 - Самолет-невидимка в 1948 году

Часть 22. "Мы не брали парашютов"..