Утром смотрела я передачу про то, как снимали фильм «Дело было в Пенькове» (реж. С. Ростоцкий, 1957 год). И зацепил меня один единственный момент в этом фильме. Я и раньше думала, что что-то тут не то, но вот именно сегодня, наконец-то, сформулировала: а что именно не то.
Помните, там прелестная зоотехник Тоня в исполнении Майи Менглет живописует Матвею (В. Тихонов) о том, как в будущем комбайны станут работать сами, а комбайнёры будут управлять техникой, глядя на экран и нажимая на кнопочки?
Так вот, режиссер Ростоцкий эту картинку светлого будущего воплотил на экране. Взгляните, вам ничто не кажется странным? Нет? А мне вот очень даже кажется!
То есть, предположим, будущее наступило, и появились компьютеры (это слово не из лексикона тех лет, но мы его употребим), и вот сидит такой Матвей и жмёт на кнопки, и комбайны едут, послушные его воле. А рядом стоит она – Тоня – в телогрейке и платке. Вы понимаете? Матвей за компьютером, а Тоня – в телогрейке! Не понимаете?
Да всё очень просто, друзья мои! В те времена у бедных наших измученных недавней войной людей, как я понимаю, и воображения не хватало на то, что вместо телогрейки можно надеть на себя что-то другое. Но тут даже не в этом дело, а дело в том, что все, абсолютно все силы должны были быть брошены на
1.помощь родной стране
2. подъем сельского хозяйство
3.индустриализацию
4.победу в войне
Одним словом, на что угодно, но только – не на себя. На нужды тяжелой промышленности, высокоточной промышленности, какой угодно промышленности, только не лёгкой, естественно. Потому что мы можем походить и в телогрейках, и в кирзовых сапогах, лишь бы поскорее на поля вышли тысячи радиоуправляемых или компьютероуправляемых комбайнов и собирали урожай для всей нашей необъятной родины, на ее пользу и ее благо.
Те времена ушли в далекое прошлое, жизнь изменилась. Лучше ли стало, или хуже – не мне судить. Но как ярка эта картинка! Как точно отражает она подсознание тогдашнего советского человека, который, презрев личные удобства и личные трудности, работал на благо всей страны.
Только не пишите мне, что это было не так. Если бы это было не так, мы бы не победили в Великой Отечественной.