Потому что – гладиолус мужчина.
Алексей Баталов про своего героя слесаря-интеллигента Гошу говорил следующее:
«Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. Одинокие советские женщины не рассмотрели моего героя как следует».
Что характерно, и современные женщины не рассмотрели его как следует. Они делают попытки, но их за эти попытки очень многие, мягко говоря, осуждают. Особенно мужчины стараются, конечно. Дескать, вот тётки! Такой золотой мужик, а они его осуждают! Не иначе, как от зависти и неполноценности. И «от неумения любить», как написал мне некто в ответ на одну из моих реплик по поводу подобных Гоше мужчин.
Вот Баталов понимал, что за персонажа он создал. Быть может, потому, что сам он относился к той категории мужчин, которая никогда не почувствует себя уязвленной женщинами в силу той полноценности, которую они имеют (это очень важно!) и чувствуют в себе.
Такой мужчина уступит, не ответит грубостью на грубость, не поднимет руку на женщину, даже если ему что-то не по нутру. То ли дело Гоша, он же Гога… Сорокалетний мужчина, живущий в коммуналки, от которого ушла жена – «хорошая женщина» - по его же собственному признанию. Он хороший, она хорошая, так что же не срослось между ними?
И почему Гоша так и остался слесарем? В том ли дело, что он не амбициозен? О, нет! Он очень амбициозен, и ещё как амбициозен! Но на данный момент верх его амбиций – это главенство над Катериной, женщиной. Ибо более ничего не находится в его власти. Свои шансы он упустил все до одного. Быть может, вследствие принципов. Но – упустил. Гоша глубоко несчастен, и мне жаль его.
"Чтобы возник патриархальный уклад, прежде всего нужен патриарх — глава семейства, мудрый, понимающий все потребности каждого из ее членов и распределяющий семейные роли так, чтобы были учтены интересы каждого".
В наши дни, когда женщине в общественной жизни так много дано, мужчины пытаются взять реванш в жизни домашней и создать там некие «патриархальные правила», которые, по их мнению, компенсируют им провалы и неудачи в их, мужской, общественной жизни.
«Моя краса и радость недолговечна, — сказал себе Маленький принц, — и ей нечем защищаться от мира: у нее только и есть что четыре шипа». Ох, знал, знал же Экзюпери, про что пишет! Сколько поколений самоуверенных мужиков бросались обламывать эти несчастные шипы на своих розах с таким энтузиазмом, будто перед ними не любимая женщина, а самурай с обнаженным мечом. Впрочем, на самурая небось так лихо не прыгали бы, побоялись…
Всё это от слабости, от неспособности к честной борьбе за превосходство. Ведь чтобы победить честно, надо уметь вызывать уважение. Ну, а как стать уважаемым человеком, если ты сам себя не уважаешь? Ведь если ты в дому своём только потому и можешь на своём поставить, что за тобой «право сильного» и что ты «мужчина и на этом простом основании…» и далее по тексту, как себя уважать? Ведь ты не дурак и понимаешь, что насилие – удел слабых руководителей.
Кстати, а какие основания на поступки тебе даёт то, что ты именно мужчина? Вспомните, ведь тот же Гоша говорит, что мужчина – принимает решения, а женщина – варит борщ. Это – естественно и за это не хвалят. А я вот знаю мужчин, которые очень вкусно варят борщ. Но это же не делает их женщинами, верно? Равно, как и принятие решений не делает из женщины мужика. Стало быть, дело тут не в половой прнадлежности.
А вот вам, возмущенным моим читателям, и подтверждение моих мыслей, взятое из журнала «Фома», который достаточно патриархален.
«Священное Писание (безусловно — патриархальный текст) прямо называет женщину — хрупким сосудом. И мужская власть над ней должна заключаться прежде всего в нежности, в стремлении сохранить эту хрупкость, вверившую себя в мужские руки. Если же вместо этого мужчина по примеру Гоши вдруг решит дома проверять свой хрупкий сосуд на прочность, это можно называть как угодно, но только не патриархальным укладом. Осколками таких отношений мир сегодня усеян в три слоя».