Найти тему
Armenia Today

Лариса Алавердян: Внешнеполитическая доктрина Армении ущербна

Недавнее интервью министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна программе HARDtalk («Трудный разговор») BBC вызвало неоднозначную реакцию в Армении. Многие представители экспертного сообщества обвинили главу МИД РА в том, что он не смог должным образом использовать платформу HARDtalk BBC как хорошую возможность для того, чтобы внятно и четко представить позицию и подходы армянской стороны к Арцахскому вопросу, а также заявить о деструктивной позиции Азербайджана. По мнению экспертов, Мнацаканян продемонстрировал свое несоответствие занимаемой им должности главы внешнеполитического ведомства Армении.

Между тем, как считает государственный, общественный и политический деятель, первый Омбудсмен Армении Лариса Алавердян, ошибочно персонифицировать этот вопрос. 

«Речь идет не об интервью отдельно взятого высокопоставленного чиновника, а о попытке защитить внешнеполитическую доктрину нынешней власти. В этом смысле я не согласна с теми нашими экспертами, которые говорят – мол, Мнацаканян в этом интервью продемонстрировал, что совершенно не соответствует должности главы МИД. Дело здесь не в личности министра иностранных дел, а в самом явлении: главная линия этого интервью – добросовестная попытка защитить совершенно беззащитную и ущербную внешнеполитическую доктрину Армении. У меня нет ни капли сомнений в том, что Мнацаканян владеет всем пакетом документов по Карабаху. Но все дело в том, что он априори был ограничен доктриной внешней политики нынешней власти», - сказала Лариса Алавердян в беседе с Armenia Today.

«Единственный посыл, который есть в нашей доктрине внешней политики, – это стремление к миру и безопасности, а также статус – причем без какой-либо конкретики, о каком именно статусе идет речь. Что и говорить, весьма скудный набор по сравнению с агрессивной доктриной Азербайджана, которая повсеместно озвучивается, более того, зачастую завершается принятием тех или иных документов. Нынешняя внешнеполитическая доктрина Армении, как и во времена первого президента Тер-Петросяна, не содержит даже намека на геноцидальные действия Азербайджана в отношении армянского населения Нагорного Карабаха. Ведь доктрина – это не только формулировка стратегического направления, это еще и необходимый для достижения этих целей инструментарий», - отметила Алавердян.

По ее словам, экспертное сообщество подвергло жесткой критике интервью Мнацаканяна ВВС. «Но эта критика должна четко учитывать, что речь сегодня идет не о том, что и как сказал министр иностранных дел, а что из себя представляет доктрина внешней политики Армении. Здесь у нас масса работы как у экспертов, так и у властной элиты. Я сожалею, что из любого подобного сюжета уроки не извлекаются, и опять стрелки переводятся на отдельные личности. Действия и заявления власть предержащих порой создают впечатление, что мы живем на какой-то отдельной планете, нас ничего не касается, нас не интересует, что происходит буквально в паре сотен километров от нас. В этой сложнейшей геополитической ситуации, в какой находится Армения, крайне необходим диалог между экспертным сообществом и властной элитой. Но между нами образовалась такая пропасть, что порой нам проще общаться с экспертным сообществом другой страны, чем с собственными властями», – констатировала эксперт.

В заключение Лариса Алавердян обратила внимание еще на один аспект этого интервью: «Интервьюер Стивен Сакур, будучи достаточно известным и многоопытным журналистом, допустил тем не менее явный перебор. Некоторые его вопросы, смахивающие на допрос, были весьма некорректными. Понятно, что формат HARDtalk подразумевает достаточно острые и неудобные для интервьюируемого вопросы, но ведь должен же быть какой-то предел. Для сравнения достаточно упомянуть интервью главы МИД РФ Сергея Лаврова этой же программе ВВС. Очень неприятно, когда интервьюер делает разницу между крупными и малыми странами».