Самый потрясающий роман осени 2019 года, но пишу о нем почему-то весной. Как оказалось, это первая писательница за 3 года, которую я указала, как любимую.
Пока меня пять любимых женщин-авторов. Это Маргерит Юрсенар, Маргерит Дюрас, Лолита Пий, Энид Блайтон и Тесс Герритсен. Разные жанры, разные методы. А Маргарет Этвуд я откладывала еще с университетских времен, но нашла только сейчас (после экранизации). Потому что сериал «Рассказ служанки» действительно смотришь, а не слушаешь фоном, как другие. А ведь небольшой роман — и такая история.
Я знаю, что у него есть много критиков, и мне самой некоторые «типичные» моменты неприятны. Например, подруга главной героини Джун в книге не была чернокожей, а жена командора Фреда не принимала активного участия в установлении режима Галаада. То есть, это все делается в угоду идеологическим веяниям — отметаем все очевидное и наслаждаемся фильмом.
Каждому роману Маргарет Этвуд не хватало чуть-чуть, чтобы получить Букеровскую премию: «Рассказ служанки» и «Cat’s Eye» в шорт-листе 1986 и 1988 г., «Она же Грейс» — финалист 1996 года; пока «Слепой убийца» не победил в 2000 году.
Что отличает этот роман от других? Но не сильно
- повествование ведется от лица женщины восьмидесяти трех лет;
- это семейная сага, действие охватывает с 70-х годов 19 века до 1999 года;
- нелинейная хронология: действие постоянно прерывается разными временными пластами, но не всегда понятно, сколько прошло лет с момента последнего отрывка;
- необычная композиция, которая включает статьи из газет, некрологи, светскую хронику, не связанные на первый взгляд друг с другом, но потом разматывающиеся в единое полотно повествования;
- два романа в романе: фантастический, который пишет Он (Алекс), и роман одной из героинь — Лоры Чейз. Фантастический роман внутри романа сам по себе интересен, потому что является аллюзией на отношения главных героев: есть несколько намеков, которые я упустила, и по которым можно догадаться, кто же является девушкой Алекса. А роман Лоры — это большая часть текста Этвуд, который прерывается мыслями героини в старости.
Как особенности романа реализуются в сюжете
В большинстве произведений Маргарет Этвуд главным героем выступает женщина — в данном случае это Айрис Чейз, которая предстает то ребенком, то старой уставшей леди. С первых страниц автор включает отрывки из газет, из которых мы понимаем, что Айрис осталась одна: ее сестра, муж, дочь и золовка в разные годы ее покинули. Осталась лишь внучка Сабрина, но она где-то путешествует, и ни разу не видела свою бабушку. Свои записки героиня адресует ей, чтобы та узнала некую правду. А читатели ее будут узнавать весь роман.
Свой рассказ героиня начинает с возникновения семейного бизнеса — пуговичной фабрики — и женитьбы деда Бенджамина на Аделии Монфор, которая была из более «культурной» семьи, поэтому назвала свой дом Авалоном, а детей Норвалом, Эдгаром и Персивалем. Все семейные события переданы через воспоминания, сплетни и мысли служанки и няньки Рини, которая заменила девочкам Чейз мать и подругу. Основной сюжет охватывает 20-40-е годы 20 века и связан с Айрис и Лорой; главная «тайна» романа — гибель Лоры.
«Лора была другая. Другая означает странная, это я понимала, но все равно изводила Рини:
— Что такое другая?
— Не такая, как все, — отвечала Рини».
На самом деле Лора была сильной, любящей и независимой, чем отличалась от трусливой Айрис, которая лишь изображала из себя старшую сестру, но на самом деле плыла по течению. Странность Лоры в дальнейшем была на руку тем, кто запер ее в психиатрической больнице (Айрис не говорили об этом, да она и ничего не захотела делать). «Но некоторые не могут показать, где болит». Это про Лору, которая подвергается насилию, но рассказывает об этом через раскрашивание семейных фотографий и записи в школьных тетрадях.
Как так вышло, что они пошли в разные стороны?
Девочки выросли, бизнес рушился, поэтому Айрис вышла замуж по расчету за человека, которого не любила, да и он ее тоже.
До замужества обе Чейз познакомились с коммунистом Алексом, даже укрывали его у себя дома. И обе полюбили этого парня.
В той части романа, который вроде является частью произведения Лоры, есть два персонажа: Он и и Она. Вся эта линия — игра с читателем. Кто из девочек Чейз — Она? Которая сбегает из дома на тайные свидания. Роман написала Лора, а издала Айрис. Был ли Алекс тем таинственным бродягой, которой следил за домом и прятался за деревом, заглядывая в окна, перемещаясь из одной тайной квартиры в другую? Скорее всего, да. Он как раз был тем животным, которое не нужно приручать. Он любил, но свои цели и убеждения ставил выше, чем простой семейный быт, который, наверное, ненавидел. Сирота, воспитанный то ли священником, которого он предал, то ли еще кем, воюющий в Испании. «Ненавижу доброту, говорит он. Ненавижу людей, которые гордятся, что добрые. Сопливые, грошовые благодетели, цедят доброту по капле. Презираю».
Здесь важно упомянуть, что коммунистов в Канаде преследовали, сажали в тюрьмы, совершали покушения. Именно коммунисты образовывали профсоюзы, которые устраивали забастовки против владельцев бизнеса. И все это согласно 98 разделу уголовного кодекса Канады, когда арестовать могли за инакомыслие. Поэтому Алекс скрывается, а затем уезжает в Испанию и воевать на Западном фронте.
Как раз Чейзы были владельцами бизнеса, но на стороне рабочих, что привело к разорению фабрики и вынужденного замужества старшей дочери — она вышла за яростного противника коммунистов, богача из Торонто, Ричарда Гриффена. Это замужество сломало жизнь Айрис, Лоры и Алекса. Как оказалось, оно было и бесполезным: пытаясь спасти бизнес отца, Айрис не спасла его, так как он умер в первые недели ее медового месяца. Дочь Айрис, например, считала себя дочерью Лоры, разрушив этими мыслями свои отношения с матерью и жизнь в итоге.
В этой истории нет победителей: все закончили плохо, как можно прочитать в некрологах на первых страницах, кроме еще живых бабушки Айрис и внучки Сабрины, но им, возможно, не суждено никогда встретиться. «Счастье — застекленный сад, откуда нет выхода», — пишет Маргарет Этвуд. Историю вперед двигают утраты и сожаления. Если знать, что ждет тебя впереди, то никого никогда не полюбишь.
Но это произведение все же вызывает сильные эмоции, не оставляет, запутывает, поэтому интересно прочитать роман, а затем перечитать заново с полной картинкой в голове.