Не так давно на экранах вышел фильм "Джокер" от автора, внезапно, "Бората" и "Мальчишника в Вегасе" Тодда Филлипса, но фильм как вы скорее всего уже наслышаны, не из их числа. Картина ещё не успела выйти как ее уже попытались обвинить в оправдании насилия и жестокости, так ли это на самом деле? И почему фильм имеет такой кассовый успех, хотя идёт в разрез с мейнстримом и больше похож на арт хаус? Постараемся ответить на эти вопросы.
Для начала разберемся о чем фильм.
Фильм показывает нам жизнь одновременно простого и непростого человека Артура Флека. Наш герой —45-50 летний (на вид) обладатель психического расстройства, которое вызывает у него неконтролируемый смех. Живёт Артур в доме с больной матерью, которой нужна квалифицированная помощь, но денег на эту помощь взять неоткуда. Мама Артура раньше работала на Томаса Уэйна, самого богатого и влиятельного человека Готема, и до сих пор тлеет надежду, что Томас однажды прочтет ее письмо и обязательно поможет во всех невзгодах, но у него не хватает времени (почти как письмо президенту).
Артур получает какую-то медицинскую помощь в виде сеанса с психотерапевтом и лекарств, но через какое-то время мы узнаем, что в городе решено было сократить медицинской персонал и психотерапевта Артура настигла так знакомая всем российским врачам и медработникам "оптимизация". Джокер работает аниматором, на улице и в детском онкоотделении, но к "счастью" его вскоре увольняют, а по дороге домой после увольнения в испещренном граффити вагоне метро к девушке пристают трое людей, что обычно таким транспортом не пользуются, девушка избегает неприятностей, а вот нашему герою знатно перепало, но в пылу избиения он успевает достать пистолет и застрелить нападавших. Это убийство троих пижонов, освещённое в лицемерных СМИ, становится спусковым крючком народной ненависти к богатым и на улицу начинают выходить люди в клоунских масках. Ещё одна важная деталь, вечером после работы Артур смотрит с матерью вечернее шоу, которое так сильно контрастирует с обычной жизнью человека, что мать и сын просто уносятся в эту альтернативную залакированную реальность. Местный главный пропагандист с экранов телевизоров решительно отвергает важность забастовки мусорщиков из-за которой в городе началось нашествие супер-крыс, на уличных кадрах по всюду виднеются огромное количество мешков с мусором и летящие газеты, также, что особо улыбнуло, он говорит, что богатым сильно завидуют неудачники, как известно, нужно просто больше работать и тогда ты точно станешь Томасом Уэйном (работаешь сверхурочно, но даже миллионером не стал — не веришь в себя!). После того как у Артура отобрали возможность ходить к психотерапевту и получать лекарства, больше некому оперативно отреагировать и купировать его расстройство, а оно все больше берет верх и вот уже Артур убивает ещё, мстит своим обидчикам, убивает тех, кто над ним смеялся и свою мать, которая пыталась скрыть от него неприятную правду о его рождении и детстве. Вряд ли у кого повернется язык назвать такого человека полностью отвечающим за свои поступки. И мы не станем. Артур — это больной человек, которому общество вместо опеки подарило заряженный пистолет!
Фильм также показывает ненависть обычных людей к власть имущим в виде митингов, протестов и открытых погромов как во Франции, но автор даёт жирные намеки на виновников этих событий — Уэйнов. Томас владеет корпорацией, которая приносит ему огромную прибыль, но такую прибыль он имеет в том числе из-за большой безработицы, которая создаёт возможность низкой оплаты труда, ведь если безработных не было бы, корпорациям пришлось бы конкурировать за работника (что, конечно, неприемлемо). Вот только эта армия безработных и постоянно рискующих потерять свою работу работников будут жить в ужасных кварталах, ездить в убитом метро, не получать медицинскую помощь, также будут совершать преступления, за что один известный супергерой с острыми ушами их периодически лупит до полусмерти (в фильмах Нолана). И что получается, пустившийся под откос Джокер, как и многие другие — это закономерный продукт этих самых общественных отношений основанных на частной собственности на средства производства. И единственный выход из этого порочного круга и есть устранение тех самых отношений частной собственности, как бы банально и затерто это не звучало. Однако общество, в виде протестующих, видит причину такого положения лишь в отдельных людях, и не понимают, что такая система сама продуцирует таких людей. В этом и есть основная заслуга фильма, он смог показать настроение и реакцию масс, показать толпу, которая может смести все на ходу, но абсолютно не задаётся глубинными причинами своего состояния и будет раз за разом разносить кварталы в приступах бессилия.
А Джокер? Джокер это лишь хороший пример к чему приводит такое больное общество.